вівторок, 12 квітня 2016 р.

Нравы и очерки быта Нижнебараниковцев начала и середины XIX века

Сразу сознаюсь что с названием чуть слукавил ... так как далее приведу отрывок книги Военно-Статистическое описание Харьковской губернии 1850 г издания, в которой рассматривается губерния целиком. Эта статья подводит к последнему этапу моих выкладок о школьных стендах, на которых рассматривается культура, быт, праздники и т.п., но повторюсь это будет чуть позже, а в нижеприведенная статья интересна еще и тем, что написана русским скорее всего, великороссом, из-за этого к некоторым моментам заметно предвзятое отношение.

"Жители Харьковской Губернии не имеют курных хат, а живут в плетневых домах, делаемых из хвороста, утвержденного между столбами, который смазываются глиной, смешанною с соломою и навозом, кроют их камышом или соломою. Стены белят мелом, пол обыкновенно смазанный глиною с песком. Женщины носят запаску или диргу; это кусок домашней шерстяной материи, который они оборачивают сверх рубашки, около нижней половины тела, в виде юбки, и верхним концом затыкают за пояс, по большей части, состоящий из суконной покромки. Верхней одеждой служит, так называемая, свита, делаемая из грубого белого, серого или бурого сукна, одного покроя как у мужчин так и у женщин, на подобие русского полукафтана. На голове носят очипок, род русского повойника, или повязываются платком, узлом на переди. Шея остается всегда открытою. Женщины украшают себя серебряной цепочкой с большим вычурным крестом, который носится на виду, и сверх того, род ожерелья, из бус, называемого намисты с одной, или несколькими монетами у богатых; а у бедных подобие монет, из олова. Башмаков, или так называемых здесь черевиков, почти не носят; ходят или босиком, или в сапогах, называемых чоботами, и составляющих не маловажное щегольство. Таким образом, здесь не редко можно встретить, что жена носит платье своего мужа.
Мужчины стригут волосы коротко, щеголи подбривают нижнюю часть волос кругом всей головы. Исподнее платье похоже на азиатское, а верхнее, или свитка, как было сказано, на подобие русских полукафтанов; богатые делают себе род армяков из сукна, подражая уже русскому покрою. Лаптей здесь не знают, а ходят почти всегда в сапогах, или же в поршнях (постолах), которые состоят из лоскутка бычьей сырой шкуры с продернутым по краям, кругом его, ремнем, которым он стягивается и образует, таким образом, род башмака, или туфли. Обувь очень прочная и полезная. Бань малороссияне не знают; тела не моют, исключая летних купаний в реке, ежели она есть; волосы чешут редко, мало заботятся о прическе. Девушки в молодости носят волосы распущенные, или, лучше сказать, растрепанные, а потом сплетенные в одну косу. Причесывают и убирают голову цветами, даже со вкусом, но собственно только в праздники. Для освещения жилья употребляют свечи и сало, или конопляное масло, со светильною, из кусочка тряпки, в глиняном черепке, это прибор называется ваганцем.
Главнейшую пищу жителей Харьковской губернии составляет борщ из квашеной свеклы, или же из свежих листьев капусты, свеклы, щавеля и прочим со свиным салом; ржаной, а не редко и пшеничный хлеб; пшенная, ячневая, и редко гречневая каша; галушки (куски пресного теста, сваренного в молоке или воде) и вареники (пресные пирожки с творогом или вишнями, отваренными в воде). Летом: огурцы, арбузы и дыни с хлебом и солью составляют главнейшую пищу, а далее тот же борщ, квашеное молоко; свежего же творогу так же, как и молока, не употребляют иначе как в топленом виде. Мясо едят мало, вообще в виде лакомства, и преимущественно, свиное или баранье, или дворовую птицу, а говядину весьма редко, и то только, разве самые зажиточные; но самое лакомое кушанье Малороссиян составляет соленое свиное сало, которое они едят просто с хлебом в сыром виде. В пост тот же борщ, но с конопляным маслом, грибы и соленую рыбу тарань; питье, постоянно вода; делается у них сыровец, нечто вроде кваса, из ржаной муки, но он употребляется лишь для закваски борща; терновый и грушевый квас, можно встретить только у весьма богатых, русский квас собственно только у русских переселенцев, у которых встречаются и щи; но впрочем, малороссиянин, вообще более любит пресное, нежели кислое. Не смотря на незавидный быт украинца, он пожертвует последним, чтобы всевозможной пышностью отпраздновать свадьбу, погребение, крестины и поминки. Необходимыми лицами на свадьбе считаются: сваха, дружки, подружки, старосты, подстаросты, бояре и светилка. Все эти лица имеют свой интерес, и не редко, крайне тягостны новобрачным или их родственникам. Последняя выбирается со стороны невесты из молоденьких девушек, присутствует на обрядах с горящею свечою и держит, обыкновенно, венец невесты. Необходимыми условиями свадьбы считаются: соизволение родителей, согласие жениха и невесты; таких свадеб, где бы употреблялось насилие, не слышно. Неумолкаемая музыка скрипицы(род русского гудка), подарки родным и действующим лицам при совершении обряда, и главное, попойка, не редко, несколько дней сряду, суть также необходимые условия.
При городских погребениях звонят на церквах, мимо которых несут усопшего, всегда с хоругвями. В селениях же не соблюдают этого обряда, и часто хоронят покойника без священника, и отпевают его или заочно, или на могиле, в последствии времени, у себя в саду, или на огороде. Надмогильные памятники и кресты здесь считаются необходимым условием, как у русских. После похорон обыкновенно бывает угощение и попойка, не редко оканчивающаяся песнями и плясками. Все эти обряды, в особенности же свадьбы и крестины, сопровождаются ворожбою, для устранения разных, могущих быть в последствии, несчастий. Каждое селение имеет своих ворожей, и вера в их чудесные дела и лечение простирается до невероятия. Воровство, болезни, покупки, продажа, домашняя ссора, неверность четы, все это дает большую пищу шарлатанам.
Кроме сего, от времен древнейших сохранилось много обычаев, преданий, поверий и тайн народных, есть свои гадания, своя ворожба, свои заговоры, свои средства от разных болезней. В праздник Купалы, на канун Иванова дня, девушки и молодые парни(парубки), украшенные венками из разных цветов и трав, собираются у воды, на самом берегу, поют песни и прыгают через огонь в воду. На кануне Рождества Христова бывает колядование, или колядки: молодые люди и дети воспевают под окнами коляду и выпрашивают себе лакомый кусок; а на кануне нового года, или как говорят, в святый или щедрый вечер, старики и дети поют под окнами сложенные народом, особенные гимны, иногда сопровождая их музыкой. Весной дети и девушки 12 и 13 лет, собравшись на первых талых местах, поют песни, называемые веснянками, это продолжается до Святой недели. Песни эти весьма просты, не выказывают ничего древнего или замечательного. Вообще, для каждого времени года есть особые песни, которые поются по будничным вечерам, на кануне праздника, а в праздничные дни почти без умолку; мужчины мало принимают в них участие. Вечерницы, празднества бывающие преимущественно после жатвы, также осенью и зимой; это то же, что в России посиделки. Пляски малороссиян живы и веселы: мятелица, горлица и что-то в роде казачка  - любимейшая. Пляшут по большей части на улице, перед домом. Украинец сроден для верховой езды, и смолода жив и развязен; маленький мальчик считает за высшее удовольствие залезть на лошадь, а потому, люди этого племени, скорее осваиваются с кавалерийской службой, чем великорусские, и до бесконечности груб и упрям. Необычайная сварливость женского пола, ежечасная брань и крик их, кажется, главнейшие причины этого странного перерождения."

 (статья была впервые опубликована 08.07.2011) 

Немає коментарів:

Дописати коментар