середа, 27 квітня 2016 р.

(Ан-)Дрей(-ев)-воробей или почему Воробьевка?

Мне все не дает покоя та карта, которую я уже приводил ранее, где нашу Нижебаранниковку(Злодеевку) донские картографы назвали Воробьевкой.
Интересная особенность есть на этой карте. Нанесение названий населенных пунктов находящиеся по границе губернии, но со стороны соседней губернии очень избирательно. Что я хочу этим сказать, всего лишь то, что не вся приграничная линия вычерчивалась, а лишь некоторые населенные пункты. По предположению одних это было так, потому что в данном случае картографы земли Войска Донского знали об этих населенных пунктах не понаслышке, а может казаки даже имели какие-либо претензии на эти селения. Попросту считали эти земли за свои. Мое же мнение сводится к тому, что картографы пользовались информацией землемеров, которые не заходя за границу Войска Донского, со слов людей из приграничных казачьих слобод и хуторов записывали для себя, а что же там за чертой. Для своего общего развития. Картограф же присовокупил эти данные на общую карту. Чего уже не стали делать в поздних картах Войска Донского и вообще каких-либо губернских карт, граница губернии, а за ней пустота.
Что же можно вывести из этого предположения? Прежде всего, что на момент создания карты, это 1795 год, на месте нашего села, было поселение. И по картографическому знаку отнюдь не хутор. То есть там была церковь. А вот это путает все на свете уже. Ведь наша Крестовоздвиженская была освящена лишь в 1842 году. Где же ошибка?

Зайдем с другой стороны. Посмотрим книги «Списки населенных мест» Харьковской и Воронежской губерний за 1864 и 1859гг. соответственно. Мы найдем там ряд Воробьевок. По порядку.
В Харьковской губернии их три. В Изюмском уезде – деревня Надеждина(Воробьевка) 118человек жителей, в Купянском – хутор Воробьевка 143ч.ж. и в Старобельском – деревня Мариновка(Воробьевка) 300ч.ж.
В Воронежской их тоже три. В Бирючском уезде – хутор Воробьев 1223 ч.ж., в Богучарском – слобода Воробьевка 5337 ч.ж.(2 церкви) и в Задонском – слобода Воробьевка 1076 ч.ж.
Проанализируем эти данные, в Харьковской губернии две Воробьевки носят дэ-юре другие уже названия Надеждина и Мариновка, из чего можно сделать они теряют свои первичные названия. И численность населения сразу видно где больше, а значит и пошли "воробьевцы" изначально селится через Воронежскую губернию в Харьковскую, а не наоборот.
Далее. В интернете натыкаюсь на сайт Воробьевки – районный центр, ныне Воронежской области в России. Привожу выдержку из приведенной там их истории возникновения.
«Наше село, Воробьевка, было основано около 1730 г. как войсковое поселение Острогожского полка. Названо оно по фамилии первопоселенца – Воробцов. А заселялось крестьянами украинского происхождения.
Как слобода, имеющая церковь, впервые Воробьевка упоминается в списке населенных мест Острогожской провинции в 1773 году.
Население слободы занималось земледелием, животноводством и кустарным промыслом.»
Что дает нам эта выдержка? Ведь среди краеведов Беловодщины есть мнение, что заселение нашего района, в нынешнем его виде, было осуществлено казаками Острогожского полка. А это были украинские казаки, которые были вынуждены бежать от польского гнета. Далее фамилия Воробцов. Как бы она не очень украинская, что-то у их историков тоже какие-то шероховатости наблюдаются, я бы так сказал.
Сформулируем очередную версию. Она состоит в том. Что какому-то казаку Острогожского полка досталась привилегия заселить нашу землю и он, нося фамилию Воробцов, назовем его уж так, приехал и заселил наше село. Далее могло произойти что угодно из-за чего село вновь опустело или почти опустело и стало носить название от Бараниковки Нижебаринниковка. Ведь мог произойти набег крымских татар(набеги были до 1730-х гг..), и еще не успевшее стать на ноги толком поселение было разграблено. (О татарах, очень распространенная фамилия в Городище, а оттуда и у нас встречающаяся – Крымцев.)
И вот после того, как слобода почти опустела, ее дозаселили  выходцы из Бараниковки, принеся с собой и название. Но вот в памяти народной, которую он (народ) пронес через века, осталось название Злодеевка все-таки, а не Воробьевка.
Идем далее. Рассмотрим этимологию слова ВОРОБЕЙ. Что нам расскажет википедия на это. А вот что.
Происходит от праслав. формы, от которой в числе прочего произошли: др.-русск. воробии, русск.-церк.-слав. врабии, русск. воробей, укр. воробе́ць, горобе́ць, горобе́ль, гворобе́ць, белор. веребе́й, воро́бчык, , болг. врабе́ц, сербохорв. вра́бац, словенск. vrábelj, чешск. vrabec, словацк. vrabec, польск. wróbel, в.-луж. wrobel, н.-луж. robel'. Исконнородственно греч. ῥόβιλλος ̇ βασιλίσκος ὄρνις (Гесихий), а также лит. žvìrblis «воробей», латышск. zvir̃bulis — то же. Корень *virb- подвергся, вероятно, в балтийск. языках контаминации со словом на ž- (латышск. z), ср. латышск. zvipuris «воробей», zvīgurs — то же, zvañdzina^t «звенеть, звонить»; см. звягу́. Сомнительна гипотеза Шахматова о праслав. *γvorb-. Из прарусск. *ворбии заимств. фин. varpunen— то же.
Дальше больше. Рассмотрим образ воробья в мифологии и фольклоре.
Птицы распространены практически во всех мифоэпических традициях, они представлены как воплощение богов, символизируют высшие силы, нередко тёмные, злые. Наиболее яркий пример – чёрный ворон, не менее известен библейский голубь мира. Многие из нас помнят волшебную жар-птицу из детских сказок. Птицы с древних времён ассоциируются с солнцем, самые ранние их изображения в сочетании с солярной символикой относятся к палеолиту. Воробей также занял своё место в верованиях и традициях разных народов. В восточной мифологии он воплощает меланхоличность, драчливость и жадность. В Китае воробьёв считают мистическими вестниками, а у индейцев он символизирует изобилие. В славянской мифологии воробей воплощает ловкость и воровство, что, скорее всего связано с тем, что эта птица известна как большой вредитель злаков и подсолнечника. Южные славяне на Рождество разговлялись воробьями, чтобы приобрести их лёгкость и проворство. В фольклоре довольно устойчива ассоциация воробья с мужской символикой, ему приписывают роль соблазнителя чужих жен и похотливого гуляки. Существует легенда о том, что именно воробей выдал Иисуса Христа своим чириканьем, за это Господь покарал птицу, сделав её маленькой и серенькой. Также легенда рассказывает, что с тех пор на его лапки надеты невидимые оковы, из-за которых ему приходится всё время прыгать. У поляков и украинцев есть поверье о воробьиной ночи, согласно которому в определённую летнюю ночь все воробьи слетаются к чёрту, который меряет их специальной меркой. Птиц, что соответствуют этой мерке, он отпускает, а тех, кто не подходит – забирает с собой в пекло. В общем, характеристики и символика воробья в различных мифологиях и традициях стали, в сущности, воплощением неоднозначного и противоречивого отношение человека к этому маленькому пернатому ловкачу.
Далее рассмотрим подробнее понятие Воробьиная ночь.
Что касается самого понятия “воробьиная ночь”, то оно действительно существует в поверьях жителей Украины и России, и по-другому называется “рябиновой ночью”. Однако оба названия обозначают одно и то же: ночь с сильной грозой или зарницами. Но это, как говорится, только внешние проявления, потому как наши предки верили в то, что в эту необычную ночь на “прогулку” выходят сразу все нечистые силы, которые имеются в местности. Кстати, ученые уверены, что первый раз о “воробьиной ночи” упомянули летописцы еще в 1024 году, когда описывали битву между дружинами Ярослава Мудрого и его брата Мстислава. Там есть такие слова: “И бывши нощи рябинной, бысть тма и гром бываше и молния и дождь... И бысть сеча зла и страшна, яко посветяаше моления, тако блещашеся оружие их, и еликоже молния осветяше, толико мечи ведяху, и тако друг Друга секаше, и бе гроза велика и сеча силна”.
А вот что, касается августовской “прописки” бурной ночи, то здесь мнения научной и ненаучной среды расходятся. Например, в народных приметах количество и сроки “воробьиных ночей” обусловлены древними поверьями: в августе нечистая сила выходила на охоту и распугивала воробьев. Происходило это примерно в момент созревания рябины (август—сентябрь).
А вот у представителей научных кругов иное мнение. Например, специалисты Республиканского гидрометеоцентра не согласны с тем, что самые страшные и продолжительные грозы случаются именно в августе. Обычно в последний летний месяц в сумме можно насчитать только 4—7 дней с грозами, в то время как в июле — от 5 до 8 дней. Однако погодные рекорды помнят несколько очень “буйных” августов. Например, в августе 1946 года в Ганцевичах грозы случались через день. Такая же “нечистая” история происходила в Лепеле в 1937 году. Однако какой-либо мистической закономерности, связанной с “воробьиной ночью”, синоптики пока не замечали.

Далее приведу некоторые русские пословицы о воробьях, где подчеркивается именно их ловкость и воровство.
1.Воробей мал, да удал.
2.Где воробью ни летать, а все дома ночевать.
3. Андрей, воробей, не летай на реку, не клюй песку, не тупи носку: пригодится носок на овсяный колосок.
4.Вор воробей домосед, а люди не хвалят.
5.За обедом соловей, а после обеда воробей.
6.Кто боится воробьев, тот не сеет проса.
7.Из пушек по воробьям не стреляют.
8.Зайцу, да воробышу, да третьему приемышу – нет житья на свете хуже.
9.Гоняется, как медведь за воробьями.
10.Старого воробья на мякине не проведешь.
11.Молодой воробей учиться чирикать у старого.
12.Слово – не воробей, вылетит, не поймаешь.
И другие.
Пословица про Андрея-воробея натолкнула на мысль. Что может был у Дреевых нижнянских был свой пращур, который носил кличку - Дрей-Воробей. Ведь столбовая фамилия в селе – Дреев, никто с этим ведь не поспорит. Их в округе нет нигде, нигде они не прижились, может это и есть предки, тех лихих людей - Воробьев, из-за которых потом и стали прозывать село Злодеевкой.(Звучит немного самонадеянно, но а вдруг?!:-)))
Мои генеалогические исследования позволяют утверждать, что у каждого населенного пункта есть столбовые фамилии. Иногда они совпадают с названием, вот как не так давно в Зеликовке(соседняя деревня) было пруд пруди людей с фамилией Зелик. Как говорят в Бараниковке были Баранники, а потом перевелись. Но в большинстве своем, в деле фамилий идет простой генетический отбор и зачастую фамилии основателей затираются из-за, не то что плохой генетики, а вот просто и потому что так вот сложилось. Кто достоверно может назвать обстоятельства пресечения рода, мало кто. Ныне, по людям, которые живут в селе сложновато судить о столбовых фамилиях, но если даже оттолкнутся от списка погибших или участников второй мировой войны можно увидеть эти столбовые фамилии нашего села.
Они следующие: Дреев, Задорожний, Шевченко, Мележик, Лукьянцев, Яблуненко, Билык, Смажко, Панасенко. За ними идут: Огурный, Горбулич, Денисенко, Доля, Карабут, Козленко, Осипенко, Очкало.
Эти приведенные девять столбовых фамилий (кроме наверное фамилии Шевченко) редко(или не очень многочисленны) где в округе встречаются или вообще не встречаются. И практически все фамилии по строению и звучанию свидетельствуют о своем украинском происхождении.
Хочется сделать вывод, который уже я писал. Что все-таки, как ни фантазируй я здесь, а факт есть факт. Что называли наше село Воробьевкой, раз оно фигурирует на карте. И скорее всего этимологически от слова Вор (на украинский манер - Злодий ).

Из быта, нравов нашего села можно сделать вывод, что мы как ни крути истинные потомки настоящих украинцев, которые, натворив дел и просто устав от мирской суеты и погони за наживой, залегли, на как говорят, на дно. Так бы поступил настоящий Злодий, который умен и ценит свою шкуру. Завидев опасность и оценив силы решил переждать бурю в спокойном тихом месте, вот в таком, как наше село Нижнебараниковка. Вот только где то клад, который зарыли наши лихие предки? Думаю, каждый должен найти его сам, какой бы он ни был. Вот так и ищу. Всем спасибо за внимание. Удачных поисков.
Ваш Феникс-Воробей Александр-Дрей(ев).
(статья была впервые опубликована 24.05.2012)

Немає коментарів:

Дописати коментар