середа, 6 квітня 2016 р.

Свадьба, как это было в 19 веке в Нижнебараниковке?

В очередной раз нашел интересность о родном селе. В дополнении ХарьковскогоКалендаря за 1895 я увидел ниже приведенную статью-материал для изучения этнографии Старобельщины на примерах разных населенных пунктов. Подписано это творение учительницей А.Крист, может это был один из первых учителей в слободе Нижнебаранниковке. Кто знает?
 
Итак, привожу собственно текст.

Слобода Нижне-Баранниковка.

Поселение, жилище, одежда.—Свадьба: „сватаньня", „подвисилокъ", „весилля".
Нижне-Баранниковка, иначе Злодеевка, находится в 75 верстах от г. Старобельска. Название Нижне-Баранниковки оно получило оттого, что лежит ниже сл. Баранниковки, к волости которой принадлежит; Злодеевкой называется потому, что в старину здесь был хутор, населенный разбойниками, которых народ называл злодеями. Жителей в селе 1844 душ обоего пола. Народ по наружности здоровый и довольно красивый. Хаты в большинстве случаев меловые, но встречаются и де­ревянные. Стены в деревянных хатах внутри не белятся, а чисто моются и для блеска натираются белком. У богатых хата состоит из 2 или 3 комнат. Одна для приема гостей, другая маленькая называется „кимнатой" для стариков и тре­тья кухня, в которой помещается молодежь.
Летняя одежда мужчин: бешмет, шаровары, сапоги; зим­няя: нагольные тулупы, свитки из сукна домашнего приготовления, валенки, капелюх, рукавицы. Женская летняя одежда: кофты, юбки, „зависки" (фартухи), красные сафьяновые сапоги, свитки из черной шерстяной материи, цветные, шелковые или шерстяные платки; зимняя: тулуп, сапоги, теплый платок. Тулуп, шитый из овчин, стоит 12 р., бешмет от 4 р. до 10 р., женское платье от 2 р. 50 к. до 5 р.
Свадьбы в этом селе устраиваются так: родители, желающие женить сына, посылают сватов к родителям той де­вушки, которую они хотят взять.
„Сватанье". Сваты берут хлеб и идут в известную хату; там они подходят под окно и говорят: „добры люды, пу­стить на кватырю". Хозяева отвечают: „мылосты просым". Тогда сваты входят, садятся и объясняют причину своего прихода. Если родители девушки согласны, то берут хлеб, если же нет, то отдают его назад. Затем родители делают уговор, сколько надо уплатить денег за невесту; плата бывает от 10 до 50 р. Потом невесту зовут в хату и с нею жениха и спрашивают их согласия: оба отвечают: „як батько та маты, так и мы". Невеста идет собирать дружок, а старики  сзывают  близких  родных и знакомых.  Когда все сойдутся, жениха сажают за стол под образа вместе со старшим дружком или боярином;  невеста  наливает рюмки и подносит жениху и дружку, они откланиваются, а по­том пьют и на тарелку бросают деньги. Затем так же она угощает других гостей и перевязывает  сначала близ­ких родных, а потом и дальних. Потом староста (распоря­дитель) наливает водки и дает невесте чтобы она угостила дружек. Затем гости, вместе с родителями невесты, идут к родителям жениха, а девушки остаются варить вареники, к ним приходят парубки, и они поют. На „сватаньи" поют следующие песни:
„Слухайте, дружечки, де голубонька гуде,
Та то не голубонька, то молода Варвара
Дивованье сдае.
Нате вам, дружечки, дивованья мое
И русу косу, дивоцьку красу.
Як бы ты, Варвара, потыше ходыла,
Потыше ходыла, батеньку годыла,
То б ты це лито дивкою гуляла,
Дивкою гуляла, кискою маяла,
То б красонька в лычиньку стояла".
* * *
„На весни садочки цвитуть,

И дивчата виночки плыстымуть,
Мымо твои вориточки нестымуть
Та до хаты прывыртатымуть.
Та, ой, чи дома Варвара, чи нема,
Чи з инчимы подружкамы гуляе.
Та вона ходе гуляе, правды не знае".
 

„Пидвисилок". Если свадьба предполагается в воскресенье, то в пятницу у жениха и невесты лепят шишки. В суб­боту невеста собирает дружок и идет с ними к свекру и свекрови, кланяется им до земли и приглашает на „пидвисИлок", затем заходит еще к своим родственникам и знакомым, тоже кланяется и просит на „пидвисИлок", и затем, идет с дружками домой, сажает их за стол и дает им по пучку васильков, из которых дружки делают крес­тики и кладут на деревцо, воткнутое в хлеб и называемое „гильце", украшают это „гильце" пестрыми лоскутками и кусоч­ками гаруса. Затем отец и мать подносить всем дружкам и невесте по рюмке водки. После ужина приходит сюда женихъ с боярами и, вместе с невестою и дружками, уходят к какой-нибудь соседке. Там поют:
„Ходила Варвара по кимнати,
Пробужала батенька з кровати.
—Та устань, устань, мий батенько,
Та мини с тобою не вик виковать,
Та останню ниченьку переночевать,
Та обидню часыночку перечасовать".
„Весилля". В воскресенье, после утрени, жениха и невесту венчают, и затем они расходятся. Невеста с дружками идет домой, дружки распускают ей дома косу. Мать подно­сить дружкам по рюмке водки и дает по шишке, потом невеста идет к обедне. Когда прозвонят к „достойно", она идет из церкви к старшей дружке обедать. Жених ездит собирать поезд. Когда съедется поезд, молодой садится на посад, его угощают водкою, потом все гости размещаются по экипажам и едут кататься по селу, затем едут к мо­лодой. Жених подходить к молодой, целует ее и уезжает, а к невесте приходит поддружий и гонит ее к отцу; она здесь здоровается с родственниками и идет в хату. Ее садят на посад, дружки садятся возле нее. Дружко вводит жениха и говорить: „Господы, Иисусе Христе, Сыне Божий. Благословыть молодого на посад посадыть". Посадят жениха рядом с невестой, а дружки поют:
„Не сыди жъ ты, тай Варварочко, прямо,
Не зводь головоньки само,
Та нехай той заведе, що быля тебе сяде.
Серденько мыленьке, прысунься блызенько,
Будем говорыты, як на свити житы".
Свашки со стороны жениха дарят родственникам невесты по шишке и подносят по чарке водки. Снимают с молодого шапку и отдают теткам или сестрам невесты, который пришивают к ней веночек из ленты. Тогда отец и мать подают на стол на тарелки очипок (род шапочки из парчевой материи), девушки поют:
„Щось тоби тай унесено,
На столи та положено,
На тонесенький, на билесенький скатерци".
Потом свашки надевают на невесту очипок, покрывают платком и поют:
„Покрыванка плаче, покрывацьця хоче,
Не так покрывацьця, як з молодым поцилувацьця".
Когда покроют, то поют:
„Посияла Варвара лёнъ, лёнъ,
Выгоняла дружечок вон, вон,
На що було браты,
Колы нас выгоняты".
Дивчата уходят во двор и поют:
„Та подорози васылечки порослы
Туды нашу Варвару повызлы,
Та повызлы скрыню и пырыну
И молоду Варвару-княгиню".
Жениха и невесту катают по селу и отвозят к свекру; там их благословляют и ведут в хату.
Записала учительница А. Крист.


(статья была впервые опубликована 11.11.2011)

Немає коментарів:

Дописати коментар