середу, 8 червня 2016 р.

Люди села – Гаврилюк Василий Филиппович

Люди села – Гаврилюк Василий Филиппович. Воспоминания о землетрясении в Армении 1988 года – «Отнюдь не радужный запах землетрясения».



«Один из самых полезных уроков,  которые мне преподала жизнь, заключается в том, что человек остается человеком, будь он норвежец, полинезиец, американец, итальянец или русский, когда и где бы он ни жил -  в каменном или атомном веке, под пальмами или у кромки ледника.

Добро и зло, отвага и страх, ум и глупость не признают географических границ, они есть в каждом человеке.»

Тур Хейердал



Предисловие.

В нашем мире, где ритм жизни, событий стал очень высоким, нас, людей-обывателей уже ничем не удивить. Трудно вызвать какую-то эмоцию. Все мы, в основной массе своей, воспринимаем катастрофы, войны и подобные вещи, как далекие от нас. Мы специально или нет дистанционируемся от всех бед, что происходят с людьми в мире, болевой порог нашей души притупился. А ведь все стало намного ближе. Наряду с выросшими скоростями уменьшился наш мир, просто географически. Самолет донесет человека в любую точку планеты за десяток другой часов. Телевизор, интернет проникли в жизнь каждого. Событие, которое происходит вот сейчас, сию минуту, при организованной трансляции, мы можем наблюдать, не вставая со своего кресла. И все же, наша ментальная фраза  «моя хата с краю» сидит внутри нас очень глубоко. Лишь когда непосредственно тебя, как говорят, схватит беда – лишь тогда идет адекватная реакция. Мы начинаем понимать то, что могли понять уже давным-давно. Настала беда, ты зовешь на помощь, а вокруг тишина, сплошная стена равнодушия, которая оставляет тебя с бедой один на один. Почему мы такие? Ответа, увы, не знаю не только я.

Наша память коротка. Но есть история. В которой, если не все, то очень многое уже записано. Все что было, все очень типично и мало нового. Все в принципе повторяется. Надо лишь распознавать ситуацию и действовать адекватно, не наступать на те же грабли, оставаться Человеком. Утопия, скажете вы. Может быть.

И все же. В нашем 2013 году выполняется 25 лет, как случилось землетрясение в Армении, о чем и постараюсь поговорить с вами ниже в статье.

*                        *          *

В этом году (правда в декабре) в не слишком далекой от нас Армении будут вспоминать и скорбеть о жертвах катастрофического Спитаксого (известного еще также как Ленинаканского) землетрясения.


Рис1(Фото зоны катастрофы) (автор рисунка С.Н.Назаретян по материалам личных исследований и сотрудников ИГИС АН Армении)

Уже прошло четверть века с того времени, как в Армении произошла та трагедия. Но, думаю, еще долго будут заживать раны на душах у всех, кого оно затронуло непосредственно. Это случилось 7 декабря 1988 года. Было утро, 10 часов 41 минута.


Рис2(Фото Чулочной фабрики с часами на фасаде – часы стали во время землетрясения)

(http://www.offtop.ru/)

Все рабочие были на рабочих местах, ученики на занятиях, малыши в садиках – фактор времени сыграл очень большую роль в таком большом количестве жертв, среди населения. За эти короткие мгновение погибло около 25 тысяч человек, 514 тысяч остались без крова.


Рис3(фото скорбящей женщины)

Тогда Армения - это была часть нашей страны. Никого эта беда не могла обойти стороной, все очень сопереживали (одни по-доброму, другие же, грели на чужом горе свои загребущие руки). Лично мне это событие врезалось в еще мою детскую память. Но скажете вы – причем тут это землетрясение и наша Нижнебараниковка? Где связь? А она есть.

От Беловодского района на ликвидацию последствий этой трагедии было послано 4 человека. Там были нужны рабочие руки, особенно квалифицированные, такие профессии как: строители, шоферы, трактористы, и многие другие. Один из этой четверки был наш односельчанин – Гаврилюк Василий Филиппович.

Вот через него, как через некую призму мы и постараемся взглянуть на те события.

Он любезно согласился ответить на мои вопросы для этой статьи.

Итак, начну. Немного о самом Василии Филипповиче. Сам он родом из Винницкой области и как его судьба завела в наше село известно лишь одному Богу. У него была достаточно большая семья, его отец, участник Второй Мировой, после перенесенных на войне болезней и ранений очень болел, а вскоре и умер(в 61г.), работала одна мама. Поэтому в далеком 1961 году после окончания 8 классов, юный Василий думал о работе. Посмотрев агитационный фильм о профессии шахтера, его занесло в наши края, на Донбасс. Но судьба опять поступила не тривиально и сделала выверт, он не устроился на шахту, набор закрыли. Пошел учиться на строителя. После окончания обучения стройки стали родным домом Василия Филипповича. Как говорит он сам, его руки причастны к почти всем значительным стройкам того времени и в нашем районе: наша школа(окончена в 1965ом году), объекты в Новоспасовке, в «Узлесье», «Белый дом» в Беловодске и др. И все же, наверное, знакомство с девушкой Любой, которая стала в будущем его женой изменило линию его жизни. Взвесив все за и против, он стал Нижнянином. У них с женой появились дети. Жизнь пошла по накатанной с ее радостями и горестями. И вот, в один зимний день, это было 28 февраля 1989 года, его вызвали в Беловодский РВК.

С момента землетрясения прошло уже почти три месяца, никого уже спасать там не надо было, но надо было разбирать завалы руками солдат срочной службы, а лучше солдатами запаса, у них был опыт. И все очень экономно для страны получалось.

Уже 1го марта они выехали, а 3 марта были в Ленинакане. Там он провел три долгих месяца. Вспоминать о том, что он увидел там, на месте, Василию Филипповичу, я видел, не очень хотелось. Говорит, что видеть приходилось многое. В этом коротеньком слове «многое» кроется целая вселенная. Их бригада занималась разбором завалов, расчисткой территории для новых построек. Перед ними уже все эти объекты были обследованы спасателями.


Рис.4(Завалы в Ленинакане)

(http://www.offtop.ru/vertlib/v9_73572__.php)

И уже потом, строительная бригада, применяя механический метод, разбирала завалы, т.е. разбирали машинами. Если же замечали останки человека, машины отгоняли от здания и разбор продолжали вручную. Так случилось при разборе фабрики, был найден женский палец, разбирали все руками, после ничего уже на этом объекте не находили.


Рис.5(Остатки дома)

На вопрос мой, о том, чем запомнилось все, что он там увидел – он привел три ассоциации: подгоревшая картошка, хлорка и радуга. Запахом хлорки там было пропитано все, как следствие противоэпидемических мероприятий. Запах подгоревшей картошки смешивался со хлоркой, из-за того, что готовили не повара, а просто кому припадет по жребию. Готовить же умели далеко не все, и из-за этого картошка часто была подгоревшей. Так как погода стояла не ветреная и город (точнее руины города) лежал в долине, а вокруг горы – запахи никуда не улетучивались, а проникали во все. Радуга же – это следующая история. Недалеко от их лагеря стояла руина дома. Он весь завалился устояла лишь стена, каждый этаж был разного цвета, и вот утром, на восходе солнца это зрелище ему, как раз, и напоминало всем видом радугу.


Рис.6(Остатки дома) (фото заимствовано с ресурса http://blogs.privet.ru/community/gernov51/80133690 )

Вот отсюда и название статьи. Не много не отработав в Армении звучавших ранее трех месяцев, его перебросили в Донецкую область, надо было срочно строить казармы для солдат – в это время начали готовить войска к выводу из Германии. Так и завершился этот эпизод в его жизни. Он как и подобает настоящему скромному Человеку, который знает цену труду, долгу перед Родиной отнюдь не хвастается этими страницами жизни, говоря лишь, что он выполнял свою работу. Увы, у него не сохранилось фотографий с той поры, которых у него было много. Ниже приведу фото из семейного архива – фото семьи.


Рис.7(Фото семьи Василия Филипповича. Датируется началом 1970-х гг..)



Постскриптум

Завершить эту статью хотелось бы небольшой выдержкой из книги К.Б.Серафимова «Записки спасателей».



Наши правила были просты - быть там, где в нас нуждались.

Мы могли не много, но сделали еще меньше. Потому что между потерпевшими и спасателями стояла прогнившая насквозь система нашего государства. Удивительно, но многие из нас, живя в этой системе, до того не соприкасались с ней с такой удушающей плотностью. В повседневной обыденности мы не осознавали всей античеловеческой сущности окружающего общественного устройства, мы - советской пропагандой пропитанные мифом о "самом гуманном на Земле обществе социализма", построенном именно у нас, в СССР.

Сейчас мы начинаем все чаще говорить о том хорошем, во что мы верили, живя в былом Союзе: об уверенности в завтрашнем дне, о социальной защищенности, об отсутствии безработицы, о бесплатном образовании и медицине, о многом другом, что нет смысла опровергать. Потому что, зачастую, иллюзорное - все это жило в нас, и мы жили этим.

Все в нашей жизни пролегало вдоль тонкой грани между обманом и сущностью. Нас с детства вскармливали идеологической кашей, густо приправленной лозунгами. И мы верили! Искренне считали, что лучше нашей жизни нет и не может быть. И в слепой этой вере априори ненавидели все инакодышащее. Мы жили в "счастливой" стране в окружении "лживого враждебного" мира. В стране, строящей "прекрасное" будущее для всех народов Земли. И мы гордились этим.

Мы так и жили этим Прекрасным, обещанным нам, Будущим, которое непостижимым образом все отдалялось и отдалялось, пока не отдалилось навсегда.

Но все-таки было хорошее. И главное - стремление отдать себя делу, полезному не только конкретному исполнителю, но и другим людям. Атмосфера альтруизма, самоотверженности, неозабоченность своими выгодами, это тоже дала нам система. Может быть, невольно, а скорее сознательно, потому что такими нами было проще управлять, извлекая выгоды для себя.

Армянская трагедия осталась в каждом, кто побывал декабрьскими днями 1988 года в разрушенных стихией армянских городах и поселках. Боль запеклась, поутихла, но вросла намертво. Потому что для большинства из нас стала Прозрением. Каждый в той или иной мере начал осознавать себя Человеком, о котором столько говорилось в лозунгах, и о ком так мало заботилось наше государство - о каждом конкретно.

Мы были там. И мы вернулись сильно изменившимися.

И сейчас, под гнетом современных проблем, в путах зарабатывания денег, в неразберихе капиталистических иллюзий и социалистических анахронизмов, в ожесточении и инфляции всех наших моральных ценностей где-то в глубине своей мы остались теми же спасателями декабря 1988 года.

И остаемся ими до сих пор.



КОНЕЦ


(статья была впервые опубликована 25.04.2013)

Немає коментарів:

Дописати коментар