четвер, 9 червня 2016 р.

Уже майже за тиждень - Великдень

Зовсім недавно мені потрапила до рук одна цікава книжка. Спасибі за це Біловодському Краєзнавчому Музею. Так от, ця книжка – «Этнографический очерк слободы Никольской за 1894г.» В ній достатньо цікавого матеріалу. Я потроху буду його розміщати на своїй сторінці. Ось незабаром буде велике свято для всього православного люду - «Великдень». Користуючись цією нагодою я обробив уривок книги присвячений опису цього свята та передуючого його великого піста. Слобода Нікольска (нині село Нікольске) знаходиться у витоків нашої річки Камишної, тобто звичаї які були записані у них на відсотків 95 такі ж самі які були і у нас в слободі Нижньобараниківці.

=========================

«Заговіни на піст».

Вечером в этот день молодежь «закопує козла». Берут девушки какое-нибудь полено, несут его на выгон, закапывают его в снеге и поют:

«Пора козла брать за хвіст,

Шоб не водить увесь піст;

В піст будемо співать,

Будем козла забувать.

Тепер козла закопали

І вулицю розігнали».

После этого они прощаются и расходятся по домам. Про­щаясь в этот день, люди кланяются в ноги один другому (в домах по три раза, а на улице по одному разу) и говорят при этом:

«Прости мене! І в другий раз, і в третій раз». - Бог простить і я прощаю. Прости і мене!»

После ужина полощут рот водой, «шоб він очистився од скоромного».

«Великий піст».

«Не все коту масниця, - прийде і великий піст». В первый день Великого поста, который называется «жилавим понеділком», женщины пекут «жиляники» - житные коржи, которые и едят в этот день с хреном и редькою. Некоторые из людей ничего не едят в продолжение целого дня, отчего у них тянет жилы и почему и день этот называет­ся «жилявим». Мужчины, которые были на заговины пьяны­ми, в понедельник полощут рот водкой, иногда напиваясь допьяна. Женщины в этот день не должны ходить по чужим домам, так как они, по народному поверью, разносят в это время «всяку хворобу». В продолжении первой недели редко кто употребляет вареную пищу, все же питаются хлебом, хреном, редькой, капустой, огурцами, арбузами и картофелем без масла. Почему и говорят: «У піст редьки хвіст». Со вторника некоторые начинают ходить в цер­ковь: большинство же начинает говеть со среды и четверга, в который идти к вечерни считается обязательными. В пят­ницу каждый говеющий, идя исповедываться, что здесь называется «возить попа», прощается со всеми взрослыми членами семейства. При этом он кланяется старшим по три раза в ноги, а, младшим в пояс и говорить: «Простіть мене, тату! І в другий раз, і в третій раз». Тот отвечает: «Бог простить, і я прощаю». После исповеди священник не дол­жен, ничего есть и пить, потому что «він бере на себе гріхи всіх сповідавшихся у його людей».

В субботу, после причащения св. Таинств, выходят из церкви; но потом каждый спешит поспеть на молитву и затем, выходя из церкви, «познаменоваться», т. е. поцеловать крест или икону, потому что «хто без благословення і не познаменовавшись піде, того молитва не прийметься і не запишеться на небі, все одно як він і в церкві не був». В этот день «спасенникам» разрешается выпить дома три стакана водки; плевать же им нельзя один или три дня,— «гріх, причастя виплюєш», и спать в этот день не следует: «ангели причастя вкрадуть». Всякий говевший обязатель­но должен пойти к вечерне, что называется «однести причастя». Если же кто не пойдет, о том говорят, «шо він украв причастя».

Четвертая неделя поста называется «средохресною». В сре­ду на этой неделе сеют мак, «щоб не червивий був», и пекут «хрести» (крестообразный хлебец, в виде калача), один из которых засушивают и хранят до посева, а остальные поедаются семейством. Вечером этого дня, во вре­мя „поклонения" (Андреево стояние), никто из остающихся до­ма не должен работать; часто случаются несчастья с рабо­тающими людьми.

(ілюстрація запозичена з ресурсу - http://te.zavantag.com/docs/484/index-20841.html )

Пятая неделя называется „похвальною" и признается самою теплою из всех постовых недель. Шестая же называется „вербною" и считается холодною, почему о ней и говорят: «Як прийде вербич, так кожух і свиту налич (надень)». В Воскресенье этой недели, пришедши из цер­кви и принесши вербу, крупную освященную вербу, годную для посадки, оставляют на дворе, «шоб лучче прийнялась, як посадять», а с мелкою идут в хату и бьют ею, шутя, кого-нибудь приговаривая: «Верба б’є, не я б’ю, за тиждень – Великдень. Ось недалечко красне яєчко!» Небольшие веточки вербы оставляют для прикалывания шишек на пасхах, для «загнічевання» их и для лекарства от головной боли (варят ее и отваром мочат голову), а остальную сжигают в печке, считая большим грехом бросать ее и потом топтать ногами. — Где в вербное воскресенье загремит гром, там будет урожай.

«Страшна неділя». В эту неделю также строго постятся, как и в первую неделю поста. В четверг, который на­зывается «чистим», все по возможности стараются обмыться к празднику, а больные, «нечестю» купаются ночью, «поки ворон дітей не купа», чтобы очиститься от болезни; затем из чанка (перереза), в котором они купались, набирают ведро воды, выносят на «перехресну» дорогу и выливают, «щоб там все лихо осталось». В следствие этого утром осторожные люди боятся выходить или выезжать из до­му, «шоб не напасти на хворобу», которая может перейти на них. В этот же день, на рассвете, женщина садится па пороге и прядет нитку суча ее «навнаки», т. е. крутит веретено пальцами от себя, не так, как следует. Такую нитку хранят и перевязывают ею руку или ногу, когда таковые «разів’ються», т. е. заболят в суставе. Если в этот четверг золят белье, то «позілки» (золу) прячут и засыпают ими лишаи людям и скоту. Некоторые неопытные хозяй­ки скопляют на последние дни много работы и поэтому не управляются с делами; о таких хозяйках, говорят: «шити, білити – завтра Великдень».

Вечером этого дня, идя из церкви после страстей, ста­раются горящую свечу донести домой, чтобы она не потухла. Если пламенем такой свечи прижечь крест на воротах, то в этот двор не забежит „поганая" (бешеная) собака. Во всех хатах обязательно пламенем свечи прижигают на сволоках кресты, остающиеся до мазанья комнат. Если нападет кого лихорадка, соскабливают глину с этих крестов и дают пить больному. «Страшну свічку» хранят из года в год, зажигают ее во время сильной грозы и во время лечения людей и скота, и дают в руки умирающему.

В пятницу и субботу пекут «паски» (пасхи), жарят поро­сенка и красят яйца. Как только пасхи посажают в печь и «загнітять» их св. вербою, сейчас же хозяйки идут и сеют рассаду, «щоб капуста була здорова, як паска». Пасхи в печи накрываются платочком, который хранится и упо­требляется для подкуривания от «бишихи» (рожи). Если верх пасхи западет или окажется она пустою в средине, то это означает несчастье, — кто-нибудь из семейства умрет в этом году.

«Великдень» (Пасха). Ночью под первый день Св. Пасхи ищут клады, на, которых, говорят, под великие праздники горит свеча. Многие ходят на ночь в церковь слушать деяния св. апостолов, но большинство до благовеста находится дома, где в каждой хате во всю ночь горит огонь. Спать ложатся в этот вечер как попало, не стеля постели. Идя в церковь, каждый человек берет с собою несколько крашеных яиц, которые отдает при христосованьи духовным или кому другому. Когда несут освящать пасху, то вместе с ней берут для освящения: сало, яйца, поросенка с куском хрена во рту, мак, ладан, галун (квасцы), соль, пше­но, медный крестик и иголку. Освященный хрен грызут от тошноты и глистов, иглой лечат от куриной слепоты, для чего нужно смотреть сквозь ее ушко на восходящее солнце, крестиком прикалывают „колючку", ладаном подкуривают от «бишихи», галун пьют со святой водой от болей живота («завійни»), а пшено и соль берет больной лихорадкой, несет на «перехресну» дорогу или в сад, бросает через голову и говорит: «Вас, тьотки, сімдесят сім, так нате вам хліба – солі всім»!

В этот день до света ходят на кладбище просить прощения у отца или матери те из людей, которых прокляли покойные родители. Пришедши на могилу, эти люди христо­суются с умершими родителями, а потом просят прощенья. Если в это время загудит в земле, то это означает, что отец или мать простили  свое дитя, и поэтому их приняла земля, - которая раньше не принимала за грех проклятья; если же на могиле покажется свеча, это означает, что душа их пошла в рай. Еще говорят, что если на Пасху пойти на кладбище и похристосоваться с кем-нибудь из родственников в то время, когда в церкви в первый раз скажут: „Христос воскрес! то из могилы можно услышать ответ: „Воистину воскрес".

Как только придут из церкви и принесут пасху, сейчас же мажут натощак св. салом губы, нос и все лицо «шоб вони літом не боліли і не тріскались од вітру і сонця». В это же время присматриваются к пасхе, чтобы заметить, какие на ней есть шерстинки (волосики): если заме­тят белые, значит белый скот будет идти по двору, если черные, — черный и т. д. Затем молятся Богу и режут пасху, отломив предварительно шишку с нее и отдав ее хозяйке, которая несет корове или прячет и отдает ей тогда, когда она «отелиться», «шоб відьма не спортила». Когда на Пасху разговеешься и выйдешь на двор, - то, что прежде всего увидишь, тем и промышляй, т. е. занимайся, - удача будет. Ес­ли в этот день будет дождь или небо хмарно, то к уро­жаю. На «Великдень» врата в царство небесное открыты; по­этому, кто в продолжении трех дней умрет, того душа идет прямо в рай. Ребенок же, родившийся в эти дни, считает­ся несчастным. От Св. праздника и до Вознесения Христос ходит по земле; поэтому, если увидишь человека издали да­же, то следует ему поклониться, потому что «може то Сам Сус Христос». На Пасху, говорят, «сонце грає, як сходе». Кости, скорлупы и другие остатки свяченого, за исключением оставленного для разных домашних потреб, относятся на воду, чтобы не топтать их ногами, что считается великим грехом. После обеда ходят на кладбище, христосуются с умершими и кладут на могилы яйца, которые подбираются собравшимися здесь детьми. Утром ходят мальчики по домам и христуют так:

«Христос воскрес із мертвих (тричі)

Сонце світиться, Ісус Христос на світ родиться.

Божа Мати на камені стояла,

Кроваві сльози проливала.

Пилати, Пилати!

Як нам Христово тіло зняти,

На престол положити,

Плащаницею укрити?

Там пташки літали,

Весело співали,

Ісуса Христа звеселяли;

І ми будем співати,

Ісуса Христа звеселяти.

Там громи гриміли,

Додолу упали.

Підіть, діти, підніміте,

Красним яєчком обдарите.

Поки новий світ настане,

Земля потрясеться,

Камінь розпадеться.

Камінь розпавсь,

До гроба не мавсь.

Христос воскрес із мертвих (тричі)».



Второй день Пасхи называется «Богородиця». В этот день раздают нищим милостыню,—пасху, яйца и проч. Когда в первый день делят яйца поровну всем членам семейства, тогда оставляют часть мертвым, которую и раздают на 2-й день.

Третий день называется «Тройця», а следующие дни - «великодніми святками», продолжающимися до провод (понедельника), когда большинство тоже не работает, поминает род­ных., пьет водку и нередко гуляет до самого вечера (женщины и мужчины). Кто на проводы работает, с тем слу­чаются несчастья, а кто сеет, у того посеянная в этот день нива  «не вроде». В продолжение святок во время обеда кладут на стол лишнюю ложку, «шоб було чим обідать Ісусу Христу».

С 4-го дня святок «челядь» (молодежь) начинает делать «складки», заключающиеся в том, что девушки приносят из дому муку, яйца, масло и сало, из этих продуктов пекут крендели, орешки, жарят яичницу и проч., а парубки просят у родителей денег и покупают водку, вино, пряники и орехи. Здесь они пьют, закусывают, поют песни, танцуют и т. д.

«Права середа» (Преполовение). Так как в этот день бывает в церкви служение и святят воду, то крестьяне до обеда празднуют все, а после обеда большинство работает, хотя и говорят, что, кто не празднует этого дня, тому будут убытки и неудачи. С Преполовения можно купаться, и, поэтому, если нет дождя, народ начинает обливаться водою, будто бы вызывая этим появление дождя.

Около этого времени бывают крестные ходы по полям, в сопровождении многих людей, выходящих из дома натощак. Обойдя поля и помолясь Богу, останавливаются в назначенном месте, где готовится обществом обед и куда многие хозяева привозят из дому закуски и кушанья с целью поминовения усопших. Во время обеда, на котором присутствуют все духовные лица, пьют по несколько рюмок водки и вина, закусывают пирогами со сметаной и едят борщ, лапшу, молочную кашу и проч. После обеда, в жаркое время, обливаются водой и верят, что после этого Господь пошлет дождь, если только есть между обливающимися «хоч би одна душа благочестива».

«Вшестя» (Вознесение). В среду под этот праздник до обеда работают, а после обеда не работают, потому что «настає Вшестя». «Не приходиться в середу Вшестя, а в четвер». От праздника Пасхи и до Вознесения Бог ходит по земле, вследствие чего в продолжении этого времени по вечерам ничего не работают,—«святі вечіра».

(статья была впервые опубликована 27.04.2013)

Немає коментарів:

Дописати коментар