пʼятницю, 24 червня 2016 р.

Банды в наших краях - Савченко (ред.17.01.14)

В продолжении статьи о бандах в наших краях
(ранее я писал об Иване Блохе)
предлагаю вам рассказ об убийстве партийного сельского деятеля Савченко, в честь которого названа самая протяженная улица в Бараниковке. Вот как все было.


Из воспоминаний Дреева Ивана Антоновича.
В этот год(прибл.1931год) в соседнем(соседнем для Нижнебараниковки) селе(Бараниковка) произошло событие, которое, так или иначе коснулось всех: был убит один из ярых активистов – коммунист, секретарь партячейки Савченко. Савченко был не местный, присланный сюда для руководства организацией колхозов и партячейки. Это был белобрысый, среднего роста человек, с выдвинувшимся вперед подбородком, со злым взглядом упрямых серых глаз из-под нависших белесых бровей.
Его упрямство и настойчивость была известна всем. Никто не мог его переубедить в чем либо, если он уже решил про себя.
В лесах в это время появились банды. Они состояли, в основном, из молодежи раскулаченных семей. Если старики, подвергшись репрессиям, старались как-то устроиться жить на новом месте, то молодежь с этим не мирилась. Молодые парни убегали из ссылки и скитались по лесам вокруг своих сел. У всех были в селе родственники, друзья, любимые и т.д. Ночами они являлись в село, где им помогали достать продуктов, самогона. У всех было огнестрельное оружие – охотничьи ружья, обрезы винтовок, припрятанных еще со времен гражданской войны. У некоторых были пистолеты. Иногда они угоняли что-нибудь из скота. Иногда обкрадали колхозные амбары и обирали пасеки. Были и поджоги колхозных скотных дворов. Этими людьми руководила ненависть, порожденная бесчеловечным отношением к ним. Лишившись имущества, жилья, земли, они, как загнанные волки, хотели сделать последний бросок, и если удастся перегрызть кому-нибудь глотку. Многие им сочувствовали и помогали, как могли.
И все же Савченку, Задорожному и другим активистам, стало известно местонахождение этой банды. Это был небольшой лесок, называвшийся «Россоховатым». Известно было, примерно, и место, где расположилась шайка.

Не дождавшись приезда милиции из района Савченко, несмотря на уговоры других не делать этого, организовал засаду возле леса. Дело было вечером, когда уже сгущались сумерки, так, как бандиты выходили из лесу только ночью. Засада была и с другой стороны леса. Когда уже стемнело, напряжение увеличилось. Все находящиеся в засаде ждали каждую минуту появление бандитов и были наготове. В лесу, видно, тоже уже знали о засаде и поэтому не появлялись.
Рассказывали очевидцы, что Савченко был одет в белую рубаху под пиджаком и на голове имел белую фуражку. Когда уже надоело, ждать Савченко стал вызывать бандитов:
- Эй, вы, бандиты, выходите из леса! Все равно вам не жить!
Из леса никто не отвечал. Но как только Савченко приподнялся над землей, его белая рубаха и кепка стала мишенью. Раздался выстрел из леса и Савченко упал. Создалась суматоха, ползком стали оттягивать убитого, потом стали стрелять наугад по лесу. В этой суматохе бандиты скрылись: они ушли из леса, перебрались через речку и скрылись в поле.
Много лет спустя один колхозник, который в то время был объездчиком, - сторожил колхозные поля, - рассказывал, что утром после той ночи, он наехал на троих вооруженных человек, спавших под копной ржи. Когда лошадь заржала, один из них проснулся и схватился за обрез, но увидев, что перед ним только один человек, успокоился и разбудил остальных.
- Я им сказал, - говорил объездчик, - что в село наехало много милиции и что их могут обнаружить. Поэтому им надо уходить.
- А что же они? – спросил я его.
- Они стали требовать, чтобы я отдал им коня, а я сказал, что за коня с меня сразу же спросят и я вынужден буду сказать, что его забрали вы.
Тогда, поспорив между собой, они согласились с тем, что конь им не нужен: днем конника далеко видать, а поскольку на коне будет один, то он только выдаст двух других. Они ушли, а я поехал в село.
- Ну и что же, доложил ты об этой встрече?
- Нет, - попросту ответил он, - побоялся. Они могли и после убить меня.
Никого из шайки взять в лесу не удалось. Было обнаружено место, где они находились: землянка, постели, кое-какой посуд, горшок со сметаной, покрытый полотенцем, которое кое-кто узнал, кому оно принадлежит. Так складывалась догадка, кем был убит Савченко. Постепенно об убийцах уже было известно: кто они и оставалось только разыскать их. Одного где-то поймали и состоялся суд. Какой был приговор я не знаю (Расспросить очевидцев - прим.автора).
Кроме этой шайки были и другие в окрестных лесах, но так как, леса у нас маленькие, окруженные открытой бесконечной степью, то ликвидировать их не составляло труда.
Помню, отец рассказывал, как однажды ночью вооруженные парни приходили на пасеку:
- Сторож окликнул, - они не отзываются, идут прямо к шалашу. «Стой, стрелять буду!». Крикнул сторож. «Мы тебя как стрельнем, так только мокрое место останется» - ответили они. Подошли к шалашу и потребовали меду. Меду не было. Тогда они взяли сетки, одели на своих двоих, а другие двое остались у шалаша с обрезами. Те, что в сетках, раскрыли несколько ульев, выбрали самые тяжелые рамки и отнесли в сторону, потом еще несколько раз уносили. Оказалось, что за кустами еще были люди. Когда взяли сколько нужно – сетки бросили между ульями, свистнули тем, что были у шалаша и ушли все. Сколько их было, точно не знаю. – Так рассказывал отец.
К убийству Савченко люди отнеслись равнодушно. В памяти людей еще живы были ужасы гражданской войны, когда людей ни за что, ни про что и расстреливали, и вешали, и саблями рубили, и пороли шомполами, и все не столько из-за истинной виновности, сколько из-за подозрений. Никто не знал, что с ним будет сейчас, через час, через день. С горькой иронией вспоминали анекдот о том, как одного мужика влетевшие конники спросили: «Ты за какую власть?», а тот, не зная, какие перед ним, - красные или белые, - смиренно ответил: «Бей, за какую хочешь» и подставил спину. Да и теперь сколько взяли ГПУшники и увезли в «черном воронке», скольких вывезли в разные отдаленные голые места без крова и хлеба, обрекли на голодную смерть, так что жалости уже ни к кому не питали. И убийство Савченко прошло без потрясений. Но власть решила использовать этот случай для идеологической работы среди молодежи и детей, вызвать накал страстей, бросить в юные сердца семя ненависти к «классовому врагу» - «кулачеству». Были организованы шумные похороны с клятвами бороться с врагами до последнего вздоха, с проклятьями в адрес вооруженных банд. В школах, кроме этого, были митинги, где выступали партийные активисты, комсомольцы – все они клеймили позором и проклятьями кулаков и клялись в верности родной коммунистической партии, и ее идеям.

(За предоставленный материал отдельное мерси Литовке Т.И.)
Редакция от 17.01.2014: Что нового? В статью добавляю порцию информации по теме, которой любезно со мной поделилась Аннусова В.А.
-----
Зі спогадів Тарабановського Левка Єгоровича та Новохацького Стефана Кіндративича.
Дійсно, у Великих вилах (ліс Россохуваний), виривши землянку, поселилися розкуркулені з Нестерівки (Комунар Нижебараниківка), були там і Бараниківці дядько Сіпакова Івана Григоровича. Великого лиха вони нікому не завдавали. Але активістами було вирішено знайти і викурити їх із лісу. Операція закінчилася вбивством Савченка. Після трагедії, яка набула широкого розголосу, ті хто жив у лісі розбіглися хто куди. У справі про вбивство фігурували три чоловіка. Їхні родичі були репресовані. В 60-х роках одного з підозрюваних було знайдено і представлено до суду. Як свідків було запрошено Тарабановського Л.Є та Новохацького С.К. Підсудний змінивши прізвище поселився в північному Казахстані. Працював в радгоспі, пройшов війну, мав нагороди, після війни закінчов навчальний заклад і пішов на партійну роботу. Його запропонували кандидатом в депутати Верхорної Ради СРСР. І тут потрібна була характеристика з місця народження. В приватній розмові з Левком Єгоровичем він відверто сказав "понесли мене на старість чорти в партійні органи". А стосовно вбивства - в "бандитів" такого нагана з якого вбито Савченка, не було. Скоріш за все його смертю була шальна куля. На облаву йшов його товариш Волков з Городища. В нього був такий наган. Підозрюваного осудили умовно, враховуючи час і його заслуги перед Батьківщиною.

Немає коментарів:

Дописати коментар