пʼятницю, 24 червня 2016 р.

Люди села - участники ВОВ - Дреев Петр Силович

В канун 69-летия Победы в ВОВ пишу эту статью. Посвящаю ее одному из немногих ее непосредственных участников, которые еще живы - Дрееву Петру Силовичу.
Сегодня я попытаюсь рассказать об одном нашем односельчанине. Есть такой человек - Петр Силович. Он родился в далеком 1926 году в нашем селе, на «Загороднівці» и долгое время жил и работал в селе. Уже, будучи взрослым человеком, остался в Луганске, где ныне и проживает.



Как и любого другого, из военного поколения его судьба была очень непростой.

Его одногодки и может парни с 27-го года это последний возрастной рубеж, люди которого хлебнули военного пороха сполна. Коллективизация 1929-го года прошла мимо его детского сознания, ему было лишь 3 года, но и то ему вспоминается, как пришел домой его дед Ларион, и сказал, что он записался в колхоз. Дальше был Голодомор 33-го. Событие, которое невозможно забыть. Такие образы как Корова-кормилица, дед «Хамло», живущий по соседству, который тайно молол любое зерно на самодельных жерновах, каждодневный «погребальный воз», собирающий мертвых с выкриками у каждого двора: «Є, мерці?», гибель родных, свой смертельный голод – это все – грани той страшной картины, пропущенные через конкретного человека. Это не забыть тому, кто все это ощутил своим нутром, кто это пережил. Как говорят люди, с наворачивающимися слезами на глазах и подходящим комком в горле, кто это пережил: «Не дай Бог…» и обрывают рассказ на полу слове.

Из детских воспоминаний врезались в память два ветряка, которые возвышались над его родной «Загороднивкою» и такое строение как Крестовоздвиженская церковь. Петр Силович вспоминает, что на его памяти в ней службы уже не проводились, (они не шли там с начала 1930-х годов, и лишь немного служба возобновлялась во время войны), но строение было величественное и красивое.

После голодных лет он болел, и лишь в 9 лет Петр Силович пошел в 1 класс нашей школы. Преподавателем у него был Огурный Артем Степанович, закончил он лишь 5 классов из тогдашних возможных семи. Началась война. До войны и во время войны немного помогал семье, работал в колхозе. Отца Силку Илларионовича забрали с первых дней войны на фронт, он и его брат Иван Илларионович не вернулись с войны, погибли, а если быть точнее – пропали без вести. Еще до войны с немцами, в «финскую» погиб их третий брат – Феоктист. Война взяла свой налог сполна с этой семьи. Летом 1942 года наше село оккупировали, потом пришел декабрь 1942 и пришло освобождение. Все пошло по старому новому укладу. Ведь война продолжалась, и все в тылу делалось для передовой, для обеспечения Победы. Пришла весна, надо было начинать очередной сев.

Петр Силович вспоминает: «… Шел апрель 1943 года, помню я с Яблуненком Василием взяли коров, запрягли в бороны и начали обрабатывать поле. Идет председатель колхоза, а им был тогда Задорожний Ерофей, и говорит им, чтобы они завершали работу, им пришли повестки». Так его призвали на войну.

Сначала он воевал на Северокавказском Фронте, а в конце войны был переброшен на Дальний Восток на войну с Японией. Шел август 1945 года, уже давно прошло 9ое мая, которое все почитают и помнят как конец войны, а война еще шла, и погибали люди. В полночь 9 августа в районе Благовещенска началось форсирование реки Амур воинской частью Петра Силовича, которое входило в 2 краснознаменную Армию 2-го Дальневосточного фронта (командующий Пуркаев). Из его воспоминаний: «бои были крепкие, наши войска закрепились на плацдармах за Амуром, но общее продвижение шло не быстро. Изначально их полком командовал подполковник Черногалов, после того как он был ранен, на его место назначили подполковника Сергутина, который и командовал полком до конца боевых действий. Квантунская армия японцев вела ожесточенные бои. И все же сила была за нами. 9го сентября война была окончена».

Это была Сунгарийская операция.



Но для Петра Силовича она окончилась чуть раньше, 4го сентября 1945 года он был тяжело ранен. Попал в госпиталь. Его поставили на ноги, подлечили. Но все равно те давние раны дают знать о себе всю жизнь.

Немного добавлю от себя, в тех боях, рядом с Петром Силовичем, о чем он и не знал, воевали его (и наши) односельчане: Дреев Иван Мартынович и Панасенко Иван Ермолаевич.

Подлечившись, Петр Силович вернулся домой в село. Начал работать в колхозе, сначала счетоводом в «городній» бригаде, потом учетчиком в МТС.

Так получилось, что судьба его завела в город Луганск. Начал работать слесарем на Луганском Тепловозостроительном заводе. Нашел свою вторую половинку, Ксению Даниловну, с которой прожил все жизнь, воспитали дочь.

Одно из житейских увлечений Петра Силовича оказалось для меня хорошим подспорьем в моих историко-краеведческих разведках и не только. Он увлекался фотографией. Часто приезжая в село он снимал односельчан на свой фотоаппарат, позже делал всем фотографии. В моей семье самые первые фотографии моего старшего брата – его рук дело. Низкий ему поклон за эти выхваченные дорогие моменты жизни.

Как и всем ветеранам Великой Отечественной Войны выражаю ему искреннюю благодарность и низкий поклон за ту Великую победу. Имена этих бойцов будут жить, пока мы будем о них помнить.


(статья была впервые опубликована 28.04.2014)

Немає коментарів:

Дописати коментар