вівторок, 7 червня 2016 р.

Мысли о цикличности истории.

Слушая передачу по радио «ЭХО Москвы» Юлии Латыниной «Код доступа» возникли некоторые соображения об истории нашего края и не только. Все циклично, все повторяется. И вот, в этой статье, хочу поделится с вами своими измышлениями на тему цикличности истории.
Начну с того, что в 10 тысячелетии до н.э. в долине реки Иордан человеком были приручены животные и окультурена пшеница. Это было важнейшей вехой в истории человечества, в том виде, которую мы наблюдаем и ныне. Было сформировано понятие собственности, пшеницу, которую я посеял – моя, а гриб в лесу – общий. В той же местности, где-то 8 тысяч лет до н.э., появились первые города (например Иерихон). Города – образование как нынешние страны. У них не было царей или подобного верховода над городом, а было два совета. Один состоял из старейшин, а другой из воинов. Они были равноправные и лишь дополняли друг друга, но если воины одерживали победу в сражении, неважно в каком, оборонительном или удачном набеге, то в городе превалировала некоторое время военная сила во главе с военачальником. Такое мировое устройство продолжалось 5 тысяч лет (с 8 по 3 тысячелетие до н.э.).
Но прошло время и все эти города пали, как независимые единицы. Первым тираном, который хотел захватить весь мир (а его мир состоял как раз из ряда таких свободных городов) был Саргон Аккадский. Он стал кумиром и образцом для всех последующих тиранов: ему подражал Кир, Киру – Александр Македонский, Македонскому – Наполеон, Наполеону – Гитлер. Саргон Аккадский разрушил те города объединив всю территорию в одно государство, столицу же построив в отдалении тех старых городов. Государство пришло в упадок со смертью Саргона. За Саргоном пришли ассирийцы, хетты, вавилоняне, персы. То есть сначала возникали свободные города-государства, далее их захватывали и инкорпорировали в государство, где они были как в клетке. Выстроив жесткую вертикаль власти государство жило и процветало до тех пор, пока не приходили внутренние распри и воспользовавшись этими распрями, появлялись внешние завоеватели. Они приходили за плодами труда этого государства, будь то богатство или уровень жизни. Главным принципом захвата и падения империй было то, что там было то, ради чего их грабить, там было то, на чем можно паразитировать. Так возникали такие образования, как свободные города-государства Древней Греции, они пали, свободные города-государства Италии, они тоже пали. Так как они были очень богаты и там было чем поживиться.
Если вернуть наш взор к нашей Отчизне, то можно вспомнить тот факт, как скандинавы называли Древнюю Русь. Они называли ее Гардарики – страна городов. Русь пала под тяжестью междоусобиц и внешнего врага – монголов.
В наших же краях, в Беловодщине, предположу, что все было следующим образом. Подчеркну слово предположу, оно здесь главное.
Еще со времен скифов и сарматов наши степи были колыбелью множества кочующих народов. Последними из аборигенов, т.е. нашими «индейцами» были такие народы как: турки, ногайцы, кубанские черкесы (не черкасы, а именно черкесы), калмыки. Они пользовались этими землями лишь как лугами для выпаса своих многочисленных стад и табунов. В 15-16 веках на фоне ослабевающей Орды набирает силу Московское государство, возникшее на осколках северной Руси. Это государство стало укрепляться, экономическое развитие его предопределялось возможностью завоеваний и гнета своего же народа всяческими повинностями (оброками, службой в армии и т.п.). Многим здравомыслящим и свободолюбивым людям это стало не по нраву и они стали выступать против этого. К ним применялась сила, с ними расправлялись. Другие же, видя такое развитие событий, просто убегали на земли неподвластные Московии. В эти «дикие» степи, где пасли скот «наши индейцы». Шли на Дон – свободный край. И многими историками ныне доказано, что по рекам Айдар, Евсуг, Деркул, Камышная первые поселенцы были донцы – люди из донского казачества.
Там же, в Москве, донцов называли как угодно, но плохо – бандиты или как было принято в то время ворами, татями, беглецами и прочими аналогичными словами.
Здесь же была иная жизнь, чем под царем. Свои трудности испытывали донцы, это постоянная угроза из степи, хоть и старались жить с ними в ладу. Донцами была устроена система дозоров и разведок – станов позже станиц (станица – небольшой отряд разведчиков, которые следили за передвижением противника, если была угроза основным селениям донцов, подавался сигнал и там, в короткий срок, собирали войско, которое могло отразить атаку врага). Но степняки в основном старались не трогать донцов, ходить за «добычей» и ясырем или в Речь Посполиту, или в Московию. Когда донцы были не в походе (они тоже любили сходить куда-нибудь за добычей (зипунами), можно вспомнить поход казаков в Персию под предводительством Стеньки Разина) они жили промыслами и земледелием, охотой и торговлей. Ко всему этому можно еще раз добавить, что они все были свободны и подчинялись лишь своим выборным и уважаемым атаманам. Так со всех весей к ним шли за свободой, как из Польши одна часть бежали за пороги Днепра, в Запорожье другая же часть бежала под крыло единоверца Московского царя – в Слободские земли. В слободских землях (так как эти земли состояли из слобод) по началу было очень много свободы и привилегий и лишь одна повинность – защита рубежей от турок и других басурман. Так вот и появились два самых распространенных здесь названия поселений, с донской стороны это были станицы, а с малоросской (так великороссы – т.е. русские величали долгое время нас украинцев) – слободы. Но это я чуть забегаю вперед. Чем же занимались донцы в наших краях, как я уже упоминал ранее, они охотились, ловили рыбу, выращивали хлеб. Также не стоит забывать об их военном мастерстве, ему они обучались с малых лет. Была развита у них торговля. В те времена был очень ценным такой товар как соль. Его добывали на побережье Азовского моря. Но также были обнаружены запасы соли не возле моря, а в районе города Тор (ныне Артемовск Донецкой области). Изначально там варили соль донцы. Но из-за ценности такого товара эта разработка стала лакомым куском для Московского царя. И он руками посполитых черкас (переселенцев из нынешней центральной Украины, которые были подконтрольны процарским воеводам из Воронежа или Белгорода) в конце концов забрал эти солеварни себе в казну. Но этому предшествовали долгие годы конфликтов между донцами и черкасами. Что в итоге переросло в известное многим Булавинское восстание, названное так в честь его предводителя Кондратия Булавина. Несмотря на первичные успехи, оно было подавлено жесткой рукой царя Петра1. Был его указ не щадить никого по рекам Айдар и Деркул (в ареал Деркула входили и Евсуг, и Камышная) ни женщин, ни детей за то, что жители из этой местности поддержали Булавина. Также в этом указе говорилось о том, что надо сжечь все поселения по тем рекам. Это было в 1708 году. И на этих землях еще долгое время было просто запрещено селится, лишь в 1716 году был снят этот мораторий и было разрешено заселить слободу Беловодск, а потом наверное и по другим старым селениям разрешили заново селиться. Причем заселялись эти земли исключительно черкасами (наши земли были под патронатом Острогожского полка). Чего боялся царь? Что земли вновь заселят предки или родные тех, кто был жестоко изрублен карательным отрядом Петра1, и они где будут дальше вести не лояльную политику относительно царя.
На карте конца 18го века земель Области Войска Донского на месте нашей Нижнебараниковки (Но никак не Нижней Бараниковки, как пишут ответственные за изготовление дорожного знака при въезде в село, который был установлен после ремонта дороги в 2012 году. Самое обидное, что всем на это наплевать. Вот интересно, как бы вели себя жители, например Нижнего Новгорода в России, если бы вот так дорожники безграмотно установили знак на въезде в город с надписью Ниженовгород. Думаю этот знак простоял бы там не очень долго. Ну а мы, из-за своей незначительности, безграмотности, равнодушия, которое отражается словами нашими любимыми «моя хата с краю» это оставили без должного внимания.) указан даже не хутор, а селение типа слободы, т.е. там могла быть церковь – ВОРОБЬЕВКА. Скорее всего, карта была срисована с более древней карты, когда эти земли были донскими, до восстания. И почему же до нас донеслось через века это наше название «народное» села – ЗЛОДЕЕВКА? Хоть и есть этому народное толкование, свой миф - скорее всего он не верный. Но как говорят: сказка ложь, да в ней намек. Так и здесь. На месте нашего села была станица или сельцо Войска Донского – Воробьевка. Его уничтожили войска карательного отряда под предводительством Долгорукого. Могло быть две версии развития.
Первая, что после того, как местность стала пустой на какое-то время, здесь завелись воровские притоны. Ведь удобно прятаться там, где пустует край, хоть и нет больших лесов, а лишь балки да яры. В пользу этой версии выступает название всем известного в селе леса – Макартетина. Такое село было в Марковсом районе, и в свое время оно отличалось тем, что там орудовали воры. С другой стороны можно рассмотреть с точки зрения этимологии слово «Макартетина». Это слово раскладывается на две части Макар- и –тетина, если первую часть легко протрактовать – происходит от имени Макар, со второй чуть сложнее, но можно предположить, что происходит от слова «тать»-вор. И получается смысл название Макартетина – это лес вора Макара.
Вторая же версия того, что здесь закрепилось название Злодеевка, заключается в том, что во время пребывания здесь карателей Петра1, им было оказано особое сопротивление жителями села Воробьевки. А боролась власть как раз с ворами, они так называли бунтарей всяческих. Село было сожжено дотла и убиты все, кого настигли каратели, и женщин, и детей, и стариков. Но кое-кто спасся и сбежал. Такое предположение я делаю исходя из некоторых археологических измышлений. Ведь, кладбище, вывернутое из недр земли во время масштабной стройки сельского клуба, было известно еще картографу, который чертил карту местности 1860 года. Но почему-то, оно было неуважаемо и забыто жителями села. Ведь не могли же люди, зная, что тут было кладбище, строить на нем, а ведь клуб строился не на пустом месте, там были здания (контора, молочарня – отображены на фотографии с тыльной стороны в одной из ранее размещенных статей). Далее, вывернутые дубовые гробы были маленького размера, детские. То есть было массовое захоронение детей. Далее, знаю очевидца одного события, которое заключалось в том, что он проводил земляные работы недалеко от нынешнего клуба и при этом наткнулся на гроб. На черепе лежавшего там похороненного была рубленная рана со следами запекшейся крови в кости, как он говорит нанесенная топором, я же думаю, что она была нанесенная саблей.
Можно предположить, что оставшиеся после резни жители вернулись в село на пепелище (на то, что был большой пожар именно в те года (около 1700г.) указывает наличие слоя пепла под слоем земли на достаточно обширной территории села) и захоронили всех погибших. В виду на то, что властями был наложен запрет на поселение в этих местах, оставшиеся в живых ушли.
И, как мне известно, к концу 18 столетия на месте нашего села уже был хутор Нижнебаранников, назван был так, потому, что лежал ниже Баранниковки по течению реки Камышной.
В свою очередь Баранниковка, думаю, была названа в честь своего первопоселенца по фамилии Баранника. И он не обязательно пас баранов, как говорит народная молва, если посмотреть списки куреней Запорожской Сечи 18-го века, то среди прочих прозвищ и фамилий, там фигурируют казаки с фамилией Баранник. Вот один из таких и был первопоселенцем. Позже, потомки забыли о нем, не сохранив о нем памяти, они даже для своего удобства выбросили букву «н» из слова Баранниковка, ныне это Бараниковка.
Продолжу. В 1842 году в Нижнебаранниковом была построена и освящена Крестовоздвиженская церковь, и хутор стал слободой. Но свободой там уже давно не пахло, селяне были приписаны к Деркульскому Конному Заводу и несли возложенные на них повинности по заготовлению кормов для лошадей в нем. Хотя и не было у них номинального пана, который владел их душами, но их души были не свободны – они были дворцовыми крестьянами, т.е. были собственностью двора императора Российской империи. На момент заселения края, всем переселенцам из Речи Посполитой русским царем были пожалованы различные льготы и привилегии - свободы. Почему же бежали посполитые черкасы к Московскому царю? Из-за унии принятой в Польше о преследовании православной веры и насильственного насаждения католицизма. Свободы были выданы людям, за опасность которая ждала их на необжитых притурецких степях, за то, что они были по нашему «пограничниками» и одновременно колонизаторами, тогда же их называли «украинные жители», ведь жили у края обжитых земель, по другому же – по границе государства. После того, как граница была отодвинута далеко на юг и запад от наших земель о свободе и льготах быстро призабыли. Здесь стало, как и в любой другой внутренней губернии страны. Платили навешанные подати и оброки, отбывали повинности. Соседский Дон тоже перестал быть вольницей, все утихомирилось, а донские казаки стали на долгое время опорой царизма в Российской Империи – приоритеты и векторы поменяли с воли на услужливость.
Вот такая, достаточно короткая история нашего края свободы – слободского; дальше на Дон – вольнодонского, за порогами Днепра – запорожского. Ведь не зря за каждым этим словом: запорожский, донской, слободской можно дописать слово КАЗАК. А где казак, там и воля, и борьба за нее.
И вот, спустя 300 лет с тех времен, когда эта земля была «У края», то есть «Украинной», мы с вами, жители именно этих порубежных краев можем смело считать себя родоначальниками нынешнего названия нашей страны Украины.
Во все времена человеку не хотелось быть рабом, а быть свободным. Увы, ныне нас опять забатрачили и накинули новое ярмо наши же доморощенные паны. Закон ныне, как и раньше на стороне денег и властей.
По своему сложно каждое время, но никогда нельзя терять человечности.
Что сделано в Украине за 20 лет ее независимости, кроме воровства и порабощении людей – ничего. Мы осколок империи – и честно говоря мы не заслужили быть независимыми, хотя бы и номинально. Мы свидетели этого излома истории, которая идет своим чередом, по кругу, а мы с вами лишь песчинки в ее жерновах, которые делают очередное свое вращающее движение – цикл: свобода, тирания-рабство, упадок. Где мы сейчас, решать вам.

(статья была впервые опубликована 11.01.2013)

Немає коментарів:

Дописати коментар