вівторок, 21 червня 2016 р.

Тихая слобода Злодеевка на реке Камышной

Не первый и не последний раз задумываюсь, кто мы и откуда наше начало.
Немые свидетели всех событий, которые происходят у нас – курганы. Истоки их появления – каменный век, иначе – палеолит. Каким именно народам они принадлежат достоверно неизвестно, историки их классифицируют различными культурами. Стоянки эпохи Бронзового века относят к Катакомбной культуре. С 16 века до нашей эры у нас появляются следы новой культуры – Срубной.
Земли придонцовья входили в жизненный ареал Скифов (в Придонцовье скифы появились в 7 веке до нашей эры), потом Сарматов (начиная с 3 века до нашей эры).
С 4 по 8 века по нашим землям прошло множество племен и народов, которые переселялись с Азии в Европу, такие как: гунны, аланы, болгары, авары и другие. Курганы времен алан-болгар причисляют к Салтовской культурой.
Как пишут некоторые историки, во времена Киевской Руси наш край был не густо, но заселен. Наша местность была подконтрольна Хазарским Каганатом (с середины 7 века и до середины 10 века), столицей которого был город Саркел (Белая Вежа), на Дону. После похода Святослава в 965 году на хазар их царство начало приходить в упадок. Думаю, что на наших степях стали хозяйничать Печенеги (именно печенеги убили князя Святослава), а потом и Половцы (с конца 11 века). Половцы (или как их еще называли куманы или кипчаки) были разбиты походами на Русь воинами Золотой Орды (13 век). От половцев нам достались половецкие бабы(баба, бабай – воин) – каменные исполины, которые еще в 19 веке можно было увидеть стоящими в степи.
После распада Золотой Орды образовалась Крымская Орда. К ее землям мы и принадлежали. Географические названия близлежащих рек говорят о народах, которые жили здесь: Айдар, Деркул, Евсуг. Некоторые историки относят их к половецким, некоторые к татарским временам, достоверно тут трудно что-то сказать. Можно лишь согласиться, что скорее всего Деркул означает (Дер – долина, Куль-озеро, большая вода) – долина при большой воде, Евсуг означает (Йов-стойбище, Суг-водопой) – стойбище с водопоем, Айдар - (Ай-красивый, дер-долина) – красивая долина. Говорят эти названия о том, что скорее всего тут не было постоянных поселений, а если и были, носили временный(недолговечный) характер. Взять, к примеру, село Городище (само слово Городище подразумевает, что селение возведено на остатках более старого разрушенного поселения), которое находиться с Нижнебараниковкой по соседству – история этого селения темнее, чем история возникновения нашего села, чье именно было там поселение, в каком временном интервале там жили люди и какие. На эти и другие подобные вопросы у меня ответов нет, но несомненно, что это древнее поселение.
Интересный факт о Городище, коренная городищанская фамилия – Крымцев, несколько семей есть и у нас таких, все их предки выходцы из Городища. Фамилия это говорит о себе сама, ее праноситель был «крымец», т.е. выходец из Крыма, ногаец или татарин не важно.
В общем, долгие годы наши земли покрывала ковыль да редкие перелески, где выпасали свой скот крымские кочевники.
Но все не вечно. Немного на восток от нас, на реке Дон, начали селиться беглые в основном из околомосковских земель. Это в массе своей были не преступники, но активные люди, которые не могли сломить систему в которой они жили, они просто бежали от нее. Для этих людей есть хороший термин, который активно использовал историк Гумилев – это были «пассионарии». Не каждому по силам бросить все и выступить в путь, где не просто пустота, а «пустота» наполненная опасностями. Много переселенцев на Дон, далее буду называть их Дончаками, гибли от неустроенности, болезней, от оружия кочевников, таких как ногайцы, татары, черкесы. Но выживали сильнейшие, и через это сито неурядиц и постоянной угрозы смерти выкристаллизовывался свой новый Донской этнос – который потом стал Донским казачеством. У них был свой путь, было много и побед и поражений, почестей и унижений, измен и доблести – и мы к нему тоже думаю немного причастны.
В бытность Богдана Хмельницкого (середина 17 века), Слобожанщина стала объектом активной колонизации посполитых черкас, которые в свою очередь бежали от неурядиц, которые принесла им Речь Посполита с ее Унией и прочими несправедливостями.
Итак, можно представить картину на карте. В районе Дона осваиваются донские казаки продвигаясь на запад от реки вдоль притоков Дона, в то же время земли нынешних Харьковской, Донецкой и Луганской областей активно заселяются украинцами из центральных частей нынешней Украины (полтавщина, киевщина, черкащина, черниговщина). Земли «Дикого поля» тают, но татары считают эту землю своей и устраивают набеги за «ясырем» на вновь появившееся поселения.
Еще один нюанс, о котором не стоит забывать. Еще во времена Дикого поля, с конца 16 века, когда появилась и стала на ноги Запорожская Сечь на Днепре, запорожцы устраивали такие себе «зимовники», где они зимовали, ловили рыбу, занимались пасеками и прочими промыслами в свободное от походов время или когда уже не было сил от старости ходить в эти походы. Эти зимовники доходили до правых берегов Донца.
То есть наша земля, земля донца и придонцовья становиться причиной раздора четырех сил: татар, запорожских казаков, донских казаков и посполитых казаков. Татары считают эти земли своими, посполитые казаки, которые идут под защиту московского царя, получают право тут вольно селится и безпошлинно заниматься промыслами. Ведь именно для укрепления своей южной границы с крымскими татарами московский царь и призывал украинцев из Польши, т.е. посполитых, а никак не для их спасения, как единоверцев, от поголовной католизации, которую проводила Польша против православных. Но вот вопрос, часть земель, которые, якобы раздавались московским царем уже были во владении с одной стороны запорожцами, с другой – дончаками.
Отсюда вырастает новый конфликт – между новопришлыми посполитами, которые стали называться слобожанцами с дончаками и менее явный с запорожцами (С запорожцами будет конфликт у Сербов, которые под патронатом все той же Екатерины Второй основали на правом береге Донца Славяносербию, по местам запорожских зимовок были разбиты поселения, известные и доныне как «роты». Запорожцам же такое заселение исконных их земель явно особо не могло нравиться.) В слободских полках (Харьковский, Сумской, Ахтырский и Острогожский) было двуглавое управление, с одной стороны стоял посполитый выборный казачий полковник, а с другой – назначенный московским царем воевода. Именно за то, что посполитые пригибали головы перед московскими воеводами и не уважали их свободолюбивые запорожские казаки.
Вот в таком котле и оказалась наша земля.
Предполагаю, что на месте нынешней Нижнебараниковки, возникло приграничное донское поселение – Воробьевка. Как маленький аргумент, того, что наши земли после татар осваивали именно дончаки, можно привести название нашей сельской реки – Камышная, она не Очеретянка или Очеретяная, а именно Камышная. Хотя если разобраться, то русское слово Камыш происходит от тюрского (Ка - река(вода), мыш - растение – т.е. около водное растение(по другим данным из тюрского - заросли тросника)).
Сожжение  казацких  куреней  станицы  Беловодской.
(Рис.  И.И. Украинского)
Во время восстания Булавина (которое и возникло между дончаками и посполитыми из-за того, что они не могли определиться с границей, где есть чья земля, как итог яблоком раздора стали Бахмутские солеварни (нынешний Артемовск) – соль тогда ой как была хороша в цене, и царю Петру она была ой как нужна как дополнительный доход, чего он и добился, отобрав у дончаков жалованные им его предшественниками земли), которое было жестко и жестоко придушено Петром Первым (стоит только вдуматься в цифры – шла Северная война Московии с Швецией, и для подавления этого восстания Петр снял с фронта добрую половину, а то и две трети своей регулярной армии), станицу Воробьевку, наряду с многими другими селениями по рекам Деркулу (как например Беловодскую станицу) и Айдару пожгли и запретили там селиться. Было это в 1707-09 г.. Земли же эти были отторгнуты от Войска Донского и присоединены к Слобожанщине (уточнение – Слобожанщиной эта земля станет в последствии, а пока это земли были Воронежского и Белгородского намесничеств, позже Азовского и т.д.). Лишь ближе к 1720 году тут разрешили селиться казакам из Острогожского полка, одного из четырех Слободских казачьих полков, которые Екатерина Вторая сделала драгунскими полками, а потом и вовсе распустили их, как и то, что она же уничтожила Запорожскую Сечь в конце 18 века.
В 1730-х гг. был осуществлен последний набег крымцами на наши края, после этого уже Российская империя завоевала Крым и крымская опасность была упразднена. Вслед за этим изменилось значение и наших слободских полков и Запорожского войска, они просто стали чужды Российскому престолу и несли в себе лишь опасность для него, как писал чуть выше за это и были упразднены и ликвидированы.
Вот тогда, скорее всего, после того как набегов крымских уже не было на наши земли и появилось наше поселение – сначала хутор, а в далеком 1842 году слобода Нижнебаранниковка (как чертили на одной карте ее второе название Злодеевка). То есть ориентировочная дата основания нашего села приблизительно 1740-е годы.
Целых 80 лет в селении не было церкви, почему же это было так? Можно предположить, что все церковные нужды они реализовывали в соседних слободах, в основном в Бараниковке, так они могли быть выходцами оттуда и считали Бараниковскую церковь своей. Этот факт может служить подспорьем для выдвижения гипотезы, что хутор Нижнебараниковка появился как выселок из Бараниковки. Чтобы не ездить так далеко для того, чтобы обрабатывать землю и был основан наш хутор. Из-за того, что сменилось не одно поколение, прежде чем «нижнянин» стал не бараниковцем, а именно «нижнянином» и духовно дорос до определенной независимости, вот только этим новым поколением и была возведена Крестовоздвиженская церковь. С той поры наши соседние слободы стали соперничать. Но это лишь «пробараниковская» гипотеза, для которой появились кое-какие основания.
Имеем ниже представленную информацию:
В 1850 году населения было 1200 человек (80 семей).
В 1804 году населения было 400 человек.
По моим подсчетам, исходя из динамики роста населения и динамики смертности населения, в 1740 году население хутора Нижнебаранниковка могло составлять около 200 человек. Что вполне реально. И все же повторюсь - это мое предположение.
Если смотреть ревизскую сказку за 1850 год, т.е. через 100 лет от гипотетического основания селения, то можно увидеть порядка 30 фамилий – 30 основных семей плюс минус пять.
Перечислю фамилии из ревизской сказки за 1850 год, которые в массе своей дожили до наших дней, лишь некоторые исчезли или начали исчезать: Аргат, Безпалый, Беликов, Волченко, Гавриленко, Горбулич, Денисенко, Доля, Дреев, Задорожный, Зосименко, Каплунов, Карабут, Козленко, Коломиец, Куделя, Лукьянцов, Макаренко,Мележик, Огурный, Осипенко, Очкало, Панасенко, Полтораков, Профатило, Смажка, Тарабанов, Толстушенко, Шевченко, Штокало, Яблуненко. Можно заметить, что с течением времени некоторые фамилии изменились в написании, такие как: Безпалый, Лукьянцов, Полтораков, Смажка.
Наша история тихая (хоть и рисует ее нивидимая кисть ох и не на спокойном полотне) – тем она и величественна. Этими словами хочу закончить эту статью, в которой привел некоторое обобщение моих знаний и моих гипотез о селе Нижнебараниковке, с начала основания и до 1850 года.
Использованные материалы и литература.
1. История Беловодского края – В.Степанов
и многие др.



(статья была впервые опубликована 08.06.2013)

Немає коментарів:

Дописати коментар