четвер, 5 травня 2016 р.

Галгаиская грань Нижнебараниковки (редакция 30.06.12)

Кто то спросит а что общего между Нижней и ГІалгІай. Все очень просто.
Галгаи - это самоназвание Ингушей.
 
Был небольшой отрезок времени, когда семья ингушей поселилась в нашем селе. От чего они убегали, скорее всего от плохой жизни и может от каких-то неприятностей. На вокзале в тогда еще Ворошиловграде они разговорились с нашей односельчанкой. Она и "заманила" их в село.
Для меня они были как с другой планеты. Особой любви к их гортанным переговорам между собой я не испытывал, а был лишь что ли страх или настороженность. Их семья была очень большой, если сравнивать с нашими, 1 или 2 ребенка, ну максимум 3 - у них же семья где-то из 10 человек(с родителями).
По памяти попытаюсь вспомнить, как кого звали(если где-то напутаю, не обижайтесь, а просто поправьте меня)
Глава семейства Кодзоевых была Исса Хасанович его жена кажется звали ее Тамарой и было у них 8 детей. Самый младший Юнус(как известно занимается народными кавказскими танцами и в этом преуспел, ездит по разным странам с гастролями), далее мой одноклассник Назир, чуть старше его сестра Марэт(имени не помнил - напомнила Вера Ивановна), далее Илес, далее Ислам(Абукар по официальным документам прим. по данным Веры Андреевны), была еще сестра и брат имен не помню тоже и самый старший брат Аслан.
Из воспоминаний моего отца об Иссе - это был глубоко воспитанный и учтивый человек. Очень гостеприимный. И всячески не любившим ложь и неискренность, из-за чего и были у него конфликты.
Приехали они к нам в конце 80-х (где то в 88 году) и уехали в начале 90-х гг, как началась заваруха на их родине.
И вот совсем недавно я в интернете нашел книгу Иссы Кодзоева "Над бездной". Это был не наш - злодеевский - Исса, но я прочел ее. Читая ее я как будто возвращался в свое детство и вспоминал речь этих людей. Который я попросту не понимал и наверное не хотел тогда понимать. Их обычаи, нравы, поступки - это все мне тогда попросту не доходило. Не один раз был свидетелем непонятных драк с ними, просто как игра. Игра глупости и силы. Один раз даже схлопотал и сам. Это был единственный раз в жизни когда я "якобы" дрался и еще к тому же получил чертей. Было горько и обидно, так как меня просто глупо спровоцировали, чтобы узнать мою силу или наоборот слабость - к моему сожалению я оказался слаб. Но все это было давным-давно ... Но зачастую их, как чужаков, незаслуженно обижали наши сельские ребята. В общем отношения было непростые. Хотя иногда мы с Назиром сближались и не плохо ладили, помню он все выпрашивал у меня старый сломанный магнитофон - поменяться на что либо, но я так ему его и не выменял. Сейчас Назир, как говорят работает за границей, в Швеции. Больше ни о ком ничего не знаю.
Ниже приведу фото из моего школьного альбома. Учебный год 1988-89. 
 
Прочитав книгу их однофамильца Кодзоева, я стал немного больше понимать этих людей. Что им пришлось пережить в послевоенные годы, и что они пережили в 90-х. Это небольшой но очень гордый кавказский народ - у которого еще все впереди. Главное, чтобы у них был мир.
Приведу небольшую справку об авторе книги "Над бездной" Кодзоеве Иссе Аюбовиче настоящем Къонахе(мужчине, человеке с большой буквы). Родился он 12 августа 1938 года в селе Ангушт Пригородного района (ныне это Алания). В 1944 с семьей и всем народом был депортирован из Чечено-Ингушетии. В ссылке потерял всю семью. Воспитывался в интернате. Далее дядей. После смерти Сталина, в конце 50-х, в 1957 восстановилась Чечено-Ингушская АССР, но без Пригородного района, чечены и ингуши начали возвращатся домой. Но в 1963 году вместе с молодым писателем Али Хашагульговым были арестовани и осуждены на 4 года за "антисоветскую деятельность". Писать начал еще со школы, в старших классах. В 80-х годах он возглавил демократическое движение «Нийсхо» (Равенство), которое добивалось полной реабилитации репрессированных народов. В начале 90-х движение Нийсхо было самораспущено. Сейчас жив и здоров, пишет книги. Которые понемногу стали издаваться, хотя и не без сопротивления властей.
Долгих дней ему жизни желаю и реализации своих проектов творческих. Настоящий борец за справедливость. Он мне напоминает нашего односельчанина Дреева Ивана Антоновича, статью о котором я написал немного ранее.
Также стоит упомянуть что в начале июня 2012 года исполнилось 20 лет Ингушской республике. С чем и поздравляю всех ингушей.
Ингуши и Нижнебараниковка - у нас есть общие грани. И из таких граней и формируется история.
P.S.:Пользуясь случаем передаю привет своему однокласснику Назиру. Если кто из злодеевских Кодзоевых прочтет эту статью пишите отклики на мой мейл phoenixbennu@yandex.ru, буду рад.


Отримав перший відгук на статтю. Від шановної Аннусової Віри Андріївни.
Нижче приводжу її спогади про Кодзоєвих з той пори, коли вона їх навчала в Бараниківській СШ.:
"Іслам і Марет Кодзоєви вчилися в Бараниківській школі. Іслам (за офіційними документами Абукар) вчився в класі де класним керівником був Микола Іванович, був в школі веселим, доброзичливим хлопцем. Й досі згадуємо випускний вечір, як на зорі він танцював для нас свої національні танці. Від'їхали вони в 1996 році. Перед від'їздом прийшов попрощатися з вчителями. У Марет була класним керівником я. Вона була бідовіша від Іслама, давала відсіч хлопцям, які чіплялися до її поведінки та їхніх звичаїв. Ось недавно вона з'явилася в соціальній мережі і попросилася до мене в друзі вже як Марина Яблокова. "
Щиро вам вдячний Віра Андрійівна за ваші спогади, за вашу доброзичливість та шану до людей.

2 коментарі:

  1. Ислам и Аслан учились со мной в классе но года рождения у них разные Ислам 75г.р.,Аслан 73,после окончания школы я с Асланом учился в одной группе в СПТУ-115,но после полугодия его перевели на 6 месячные курсы,у них был старший брат Осман,и старшая сестра если память не изменяет,звали ее Марьям но она в то время училась в каком-то вузе.

    ВідповістиВидалити
  2. Спасибо большое за комментарий

    ВідповістиВидалити