четвер, 19 травня 2016 р.

Люди села – участники ВОВ – Дреев И.Е. и его 200 оад.

В продолжение темы о Великой Отечественной Войне и о людях из нашего села, принимавших в ней участие пишу эту статью.
Дреев Иван Ефимович (1919-1983)

Как-то я уже писал об этом человеке.
http://zlodeevka.blogspot.com/2016/04/blog-post_93.html
Но хочется продолжить рассказ о нем. Итак напомню вкратце, что мне было о нем известно изначально.
Был призван на срочную службу в 1939-ом году. Служил на Балтике в морфлоте до начала войны. Далее в 1941-ом он под Вязьмой попадает в плен (Вяземский котел 7-20.10.41. В плен там попали 688 тыс. советских бойцов), где был до 2.45г. Потом он направляется и воюет до конца войны на 1Украинский Фронт в 48гвардейскую стрелковую дивизию 146гвардейский стрелковый полк. Был ранен легко 23.3.45г. В мае 45-го был награжден медалью «За боевые заслуги». Из наградного листа видно, что он был телефонистом роты связи с воинским званием сержант.
22.4.46г. был демобилизован.
Из рассказов его родных я знал некоторые подробности его истории пленения. И вот мне попалась художественная книга «Вяземская катастрофа 1941 год» Л. Н. Лопуховского, исследователя второй мировой войны в своих же целях – он искал данные о своем отце, который считался пропавшим без вести под Москвой в 41 году. Так вот, в этой книге я встретил то же, что рассказывал мне внук Ивана Ефимовича. Я приведу эти материалы чуть ниже. Из этих данных стало ясно место службы Дреева И.Е. – это был 200-й отдельный артиллерийский дивизион (оадн). В то время он был в подчинении 32 Армии Резервного Фронта. В то время советские войска несли громаднейшие потери, очень много солдат попали в немецкий плен, еще больше пали в боях. И этим всем была остановлена немецкая военная машина, Москва устояла. Был развенчан миф о непобедимости немцев и хоть немного у народа воспрянул дух. Приведу отрывки из книги, упомянутой мной выше.

"Отдельного рассказа заслуживают моряки-артиллеристы принявшие самое активное участие в боях под Вязьмой.
Еще в начале июля 1941 г.по указанию Генерального Штаба Военно Морской Флот сформировалособую артиллерийскую группу, состоявшую из двух дивизионов,укомплектованных из опытными комендорами боевых кораблей Балтийского Флота и курсантами ленинградских военно-морских училищ.
На их вооружение поступило 100 мм, 130 мм и 152 мм орудия,предназначавшиеся для вновь строившихся
кораблей и береговой обороны.Несколько орудий прибыло с Черноморского Флота.
Кроме того, в состав группы были включены две 152 мм батареи:
одна на экспериментальная на механической тяге и еще одна, имевшая на вооружении орудия,снятые с крейсера "Рюрик"после его подрыва на мине во время Первой Мировой Войны (они использовались на одном из кронштадтских фортов)
Оба дивизиона были направлены на Ржевско-Вяземский оборонительный рубеж.

199-й отдельный артиллерийский дивизион (оадн) под командованием майора    Я.А.Кочеткова  и батальонного комиссара М.Н.Шаинскогозанял позиции на ржевском направлении в районе станции Оленино и был подчинен командующему войсками 31-й армии.
В состав  дивизиона входили три стационарные батареи
одна 152 мм орудий (командир батареи А.Д.Малинин)
две  100 мм,всего 10 орудий.

Более мощный
200-й отдельный артиллерийский дивизион (оадн) под командованием капитан-лейтенанта А.Е.Остроухова и батальонного комиссара И.А.Белозерского занял позиции на левом берегу Днепра в районе станции Издешково.
В состав  дивизиона входили:
три батареи    100 мм орудий Б-24,всего 9 орудий  (дальность стрельбы 22,3 км,боезапас 4568 снарядов, масса снаряда около 16 кг)
четыре батареи 130 мм орудий Б-13,всего 8 орудий  (дальность стрельбы 25,7 км,боезапас 2400 артвыстрелов, масса снаряда 33,5 кг)
Орудия батареи были установлены на неподвижных стационарных платформах на рубеже Шабалино,Алексейково,Каблуково,Харьково,Попово.
Кроме того в 200 оадн имелась батарея из трех 152 мм орудий на мехтяге МЛ-200-20М(морская) с дальностью стрельбы 17,2 км
(боезапас 1500 артвыстрелов, масса снаряда 43,6 кг)
Численность 200-го оадн составляла 631( по штату 659) человек,а с учетом  152 мм батареи - около 800 (ЦАМО РФ.Ф83 Оп.1 Д.3 Л.5)

стр 129-130; ЛОПУХОВСКИЙ Лев Николаевич. Вяземская катастрофа 41-го года Издательство: Яуза, Эксмо, 2006 год
Серия: Великая Отечественная: Цена Победы ISBN: 5-699-18689-1, 978-5-699-18689-1
Далее приведу материалы, найденные мной на различных тематических форумах.
Выделенные для этого морские артиллеристы и их материальная часть были объединены в Особую артиллерийскую группу ВМФ (в дальнейшем в тексте справки – ОАГ), организационно состоявшую из двух отдельных артиллерийских дивизионов – 199-го и 200-го (в дальнейшем – 199 ОАД и 200 ОАД соответственно).
Каждый ОАД в свою очередь состоял из отдельных береговых артиллерийских батарей (в дальнейшем – ОБАБ). В состав 199 ОАД входили 231-я, 232-я, 281-я и 282-я ОБАБ, в состав 200 ОАД – 233-я, 234-я, 235-я, 261-я, 262-я и 263-я ОБАБ (внутри ОАД эти ОБАБ нумеровались так же своими порядковыми номерами от «1» до «4» и от «1» до «6» соответственно). Кроме того, каждый ОАД включал в себя управление дивизиона и подвижную артиллерийскую мастерскую. Каждая ОБАБ состояла из огневых взводов, обслуживавших орудия, установленные на местности по отдельности друг от друга.
На вооружении каждой ОБАБ состояло по три или четыре 100-, 130- или 152-мм орудия береговой обороны. За исключением 4 буксируемых (на механической тяге) 152-мм орудий «МЛ-20М», это были стационарные артиллерийские установки систем «Б-24БМ» (калибра 100 мм), «Б-13» (130 мм) и Канэ (152 мм). В целом на вооружении ОАГ состояло 30 артиллерийских установок указанных систем.
ОАГ комплектовалась в большинстве материальной частью и личным составом (за исключением призванных из запаса из Москвы) за счёт ресурсов Краснознамённого Балтийского флота Советского ВМФ. Часть артиллерийских установок поступила на вооружение ОАГ так же с Черноморского флота. Общая численность личного состава ОАГ превышала 800 человек командиров, старшин и краснофлотцев.
Командирами дивизионов ОАГ были назначены майор Я.А.Кочетков (199 ОАД) и полковник П.Ф.Соболев (200 ОАД; затем - капитан-лейтенант А.Е.Остроухов). Военными комиссарами дивизионов были батальонные комиссары И.А.Белозерский (199 ОАД) и Л.Е.Шаинский (200 ОАД). Командирами ОБАБ являлись капитан-лейтенант Н.И.Солейников, капитаны А.Д.Малинин, П.С.Селезнев, Г.К.Сорокин, Н.А.Фомин, Н.П.Шевченко, старшие лейтенанты В.А.Боровлёв, В.А.Егоров, Н.И.Куликов, А.П.Москвин, Г.Д.Фокин, И.Н.Чумак и лейтенант Г.В.Игнатьев.
Оба ОАД были дислоцированы на танкоопасных направлениях Ржевско-Вяземского оборонительного рубежа Западного фронта (199-й – у станции Оленино в районе Ржева, 200-й – у станции Издешково в районе Вязьмы), и поэтому так же носили неофициальные названия соответственно Вяземской и Ржевской групп морской артиллерии.
В течение октября месяца 1941 года батареи ОАГ вели боевые действия против наступающих войск противника, однако из-за отхода частей Красной Армии на Вяземском и Ржевском направлениях оба дивизиона фактически прекратили своё существование. При последовавшим за этим вынужденном отходе моряков со своих боевых позиций все стационарные артиллерийские установки, после полного расстрела боезапаса по наступающему противнику, были во избежание захвата им уничтожены своим личным составом. Из окружения удалось вывести только подвижную батарею и часть личного состава.

В ноябре 1941 года 199-й и 200-й отдельные артиллерийские дивизионы Особой артиллерийской группы Военно-Морского Флота были расформированы приказом Народного Комиссара ВМФ адмирала Н.Г.Кузнецова как «погибшие в боях с немецко-фашистскими захватчиками». Из вышедшего из окружения личного состава ОАГ были сформированы первые в составе Советского ВМФ гвардейские миномётные части".

200-й артдивизион ОАГ [Особая артиллерийская группа]:
Дивизион разместился западнее Вязьмы, у станции Издешково и занимал позиции на левом берегу Днепра, на рубеже Шаблино - Алексейково - Каблуково - Харьково - Попово.
Задача дивизиона: охранять подходы к переправе и железнодорожному мосту через Днепр.
Он располагал самыми современными по тому времени орудиями, предназначенными для новых кораблей, в нем было до семисот человек личного состава.
Состав:
4 стационарных батареи 130-мм орудий;
3 стационарных батареи 100-мм орудий;
1 батарея на мехтяге 152-мм орудий.
Командование:
Командир дивизиона - капитан 2 ранга  капитан-лейтенант  А. Е. Остроухов;
Комиссар - батальонный комиссар И. А. Белозерский (погиб при выходе их окружения);
++++++
Командир батареи на мехтяге - старший лейтенант Г. Д. Фокин;
Комиссар батареи - старший политрук Н. С. Громов;
Командир стационарной батареей 130-миллиметровых - капитан Н. К. Сорокин;
Комиссар батареи - И. А. Осокин;
Командир стационарной батареей 130-миллиметровых  - старший лейтенант А. П. Москвин;
Командир батареи - капитан-лейтенант Н. И. Солейников;
Командир батареи - старший лейтенант В. Н. Егоров.

Батареи были доставлены по железной дороге на станцию выгрузки без особых трудностей. Хотя противнику удалось обнаружить движение эшелонов и разгрузку материальной части на станции Нелидово, все же потерь ОАГ не имела.
Все работы проводились в основном в ночное время. Определенные трудности представляла установка батарей на месте, поскольку не было соответствующих технических средств, тем не менее, в конце июля морякам удалось подготовить все орудия к действию.
После этого личный состав 200-го артдивизиона, насчитывавший до 700 человек, подготовил огневое отражение танков противника на больших дистанциях и обстрел подвижных объектов на предельной дальности.
Большое внимание уделялось также стрельбе по невидимым целям. Орудия с дальностью действия до 25 километров в сухопутных условиях могли стрелять далеко за пределами видимого горизонта. Авиаразведка противника все чаще летала над батареями. Затем начались бомбежки. Хорошая маскировка и надежное зенитное прикрытие обеспечивали сохранность батарей. Сколько-нибудь серьезных потерь не было.
В начале октября противнику удалось продвинуться к Вязьме. Особая группа оказывала посильную помощь армейским частям. Однако враг, видимо, располагал сведениями о наличии у нас на этом участке орудий дальнего действия и поэтому применил обходный маневр. В этом обнаружилась слабость флотской малоподвижной артиллерии в сухопутных условиях. Ее правильнее было бы расположить там, где противник не имел возможности для обходного маневра.
Тем не менее, немецкое командование имело все основания опасаться упорного сопротивления батарей. Наши пушки, установленные на деревянных основаниях и хорошо замаскированные, были окружены колючей проволокой, противотанковыми препятствиями, минными полями, одним словом, хорошо подготовлены к упорной самообороне. Каждая батарея, кроме того, имела круговую оборону, для личного состава предназначались надежные укрытия, командные пункты связаны подземным ходом.
В начале октября 1941 года дивизион вместе с другими подразделениями и частями был окружен. Через несколько дней кольцо стало сжиматься. Началась борьба. Противник нес значительные потери.
8 октября батарея А.П. Москвина вела бой с танками, артиллерией и моторизованными частями гитлеровцев, наседавшими со всех сторон.
К вечеру уже все батареи группы вели огонь. Противник поддерживал свои части массированными налетами авиации. За день наши артиллеристы израсходовали более пяти тысяч снарядов разного калибра. По примерным подсчетам было рассеяно две дивизии противника.
В ночь на 9 октября моряки в соответствии с приказом командования подорвали орудия, а сами влились в стрелковые части для отхода. Батарея старшего лейтенанта Фокина самоотверженно прикрывала отход стрелковых частей и личного состава артдивизиона.
С 9 по 12 октября наши части отходили под сильным нажимом противника.
Моряки приняли активное участие в арьергардных боях, нередко составляя заслон отходящих частей. Дело не раз доходило до рукопашных схваток и моряки с гранатами в руках бросались в контратаку.
Ожесточенный бой произошел 12 октября у села Богородицкое, где наметился прорыв наших войск из окружения. Во время прорыва на артиллеристов легла вся тяжесть отражения атаки вражеских танков и автоматчиков с тыла. Четыре морских орудия били по танкам прямой наводкой, быстро меняя позиции. Моряки действовали героически.
Из 510 человек, оставшихся к этому времени в живых, было потеряно еще более 200.
 

Вырваться из окружения было нелегко, и все же морякам под командованием капитана II ранга Остроухова 26 октября удалось выйти из кольца окружения.
Большинство моряков 200-го артдивизиона влилось в формируемый 14-й гвардейский морской минометный дивизион, командиром которого стал капитан-лейтенант Москвин, а начальником штаба — старший лейтенант Фокин.
На этом прекратилось существование ОАГ ВМФ, действовавшей на дальних подступах к столице.

(Использованы материалы форума - forum.patriotcenter.ru)

Также привожу ссылку на документальный фильм на тему «Вяземского котла».
http://voenhronika.ru/publ/vtoraja_mirovaja_vojna_sssr_khronika/vjazemskij_kotel_rossija_sergej_dubinkin_2011_god/22-1-0-306

Итак, подведем некоторый итог. Что мы имеем.
Воинский путь Дреева Ивана Ефимовича был следующим.
1939 – призыв в РККА Беловодским РВК. Служба на Балтийском флоте.
1941.7 – формирование 200 оадн
1941.7 - 10 – РезФ_32А_200 оадн
1941.10 – плен до 1945
2.45 – 5.45 1УФ_48гв.сд_146гв.сп = сержант(телефонист роты связи)
10.5.45 – медаль «За боевые заслуги»
6.45 – 22.4.46 Центральная Группа Войск(ЦГВ)_48гв.сд_146гв.сп.


Никогда не устану говорить спасибо этим мужественным людям – нашим предкам, которые смогли остановить захватчиков и подарить нам жизнь, ценою своей крови, своими сломанными судьбами. Но это история. Если бы она пошла не так, а как-то иначе, нас бы с вами не было. Будем помнить о ее жестких и жестоких уроках.

(статья была впервые опубликована 01.10.2012)

Немає коментарів:

Дописати коментар