четвер, 19 травня 2016 р.

Гибель активиста (ред.от 19.05.16)



В сегодняшнем рассказе я хочу поговорить об истории, которая случилась в нашем селе на заре становления советской власти. Это были 20-е годы. Был убит активист Дреев Павел.
Обстоятельства этого инцидента, участники, виновные – документальных источников по этому поводу у меня нет. Все, что буду писать на эту тему, в основном базируется на рассказах людей.
 
История первая  
(я сам слышал от своих родных подобную).
Из рассказа Огурного Артема Степановича. Было это темной ночью, еще до времен коллективизации. Возвращался он с «Горпыниковки»(соседнего русского села) и заметил двоих запыхавшихся людей, которые убегали из деревни. Это были Дреев Сидор(арюхив) и Дреев Александр (папченкив), они не заметили его и помчались дальше. По приходу в село все прояснилось. Этой ночью, в своем собственном доме, был убит через окно выстрелом из ружья, активист Дреев Павел. Сидора и Саню еще долго называли "беляками" за это, но до суда дело не дошло, они жили спокойно дальше в селе. У Павла осталась жена Домаха и 4 детей. Она стала жить с Сидором и это в последствии дало возможность ей и всем ее детям от Павла (Евдокия, Василиса, Николай, Дмитрий) выжить в голодомор 32-33гг, так как Сидор стал кладовщиком.   

История вторая.
В то лихое время в селе был организован так называемый комбед. Во главе его стал активист Дреев Павел. В соседнем селе Бараниковке на аналогичной должности был Новохатский Степан Кондратьевич (до него был главой комбеда Бараниковки И.Волобуев, который был убит «бандой Блохи» в 1921 году(из книги Степанов В. – История Беловодского края)). Эта история и была мной услышана в пересказе от его родных.
Был это 1924 год. Только-только власть на местах стали крепко брать Советы. Политика военного коммунизма сменилась на НЭП. В селах начали устраиваться коммуны и артели. В Бараниковке например в 1923г. была создана первая артель «Возрождение», ее создали 13 единоличников во главе с Шаминым Тихоном (из книги Степанов В. – История Беловодского края). У нас же в селе с этим делом было похуже. Все селяне трудились в своих индивидуальных хозяйствах с оптимизмом смотря в будущее. В селе появились организации, так называемые «кредиты», в них было можно взять новую сельхозтехнику в рассрочку. Жизнь после тяжелой поры войн стала немного налаживаться.
С какой целью приехал к нам в Нижнебараниковку «уполномоченный», достоверно неизвестно, скорее всего надо было больше вытрусить зерна из крестьян. Он провел беседу с активистами села, председателем сельсовета и главой комбеда (комітет незаможних селян – комнезам (укр..)) и другими. Разговор был тяжелым. Дреев Павел не соглашался со многим, что говорил, и на чем настаивал «уполномоченный». Было решено, что на ночевку «уполномоченный» станет как раз к Павлу. Тот отправил свою жену и детей на время к родне. И как раз этой ночью и прошло убийство.
На утро селом разнеслись различные слухи.
По официальной версии Павла убили через окно недобитые белые бандиты, мол хотели убить и «уполномоченного», но убили лишь Павла.
По второй же, неофициальной, убийство Павла было постановочным, сам же «уполномоченный» это и заварил. Чтобы поставить комбедом более сговорчивого человека. Этот сговорчивый человек и сыграл эту пьесу. Якобы выстрела было два. Что интересно один снаружи, а следом раздался выстрел внутри. Из чего можно было сделать вывод людям, что внешний выстрел был лишь ширмой, а убит Павел был как раз «уполномоченным».
После этих всех вестей бараниковский глава комбеда быстро ушел с должности, от греха подальше.
И по этой версии, к выстрелу снаружи были причастны Дреев Сидор и Дреев Александр, которые фигурировали в первой истории.
Вскоре или Сидор или Александр, точно не скажу, один из них получил должность комбеда, а уже после создания колхозов Сидор работал кладовщиком.

Что тут можно сказать, дело очень темное и с течением времени светлей оно не стало. Интересно то, что Сидор был братом Павла(скорее всего двоюродным).
Из слов Дреева Петра Силовича мне стало известно, что дом Павла был на Новоселовке, за рекой.
Александр папченкив, на то время, жил возле нынешнего Тока, ближе к «проминю». Это недалеко от места происшествия, можно сказать по одной улице. И дорога на «Горпыниковку» как раз и вела с Новоселовки.
Из слов Петра Силовича Павла прозывали «дорошивськым»(т.е. кто то из его предков был Дорошем, по церковному Дорофеем).
Что известно мне об Александре «папченкивськом» или «папченко». Не много. Но ничего плохого. После раскулачивания семьи в 1930-ом году Панасенко Евтея Елисеевича, один из его малых детей остался в селе. Его усыновили Александр и его жена Фекла, звали его Алексеем, он погиб в самом конце войны(его историю я расскажу отдельно), в тот день, когда уже вешали флаг на Рейхстагом в Берлине. После этого Александр с женой удочерили и воспитали девочку Нину, которая ныне еще жива.
Из воспоминаний Дреева Ивана Антоновича о Сидоре.
Разговор, который произошел при первой встрече, зимой 1932 года.
Когда я зашел в кладовую первый раз, кладовщик Сидор Иванович даже обрадовался:
- О, Ваня, это хорошо. Сядь, сынок, попиши людей на ведомость, а я буду отпускать. Я обрадовался этому, как большому счастью. Писал я быстро и четко, Сидор Иванович говорил, сколько, кому чего записать и взвешивал. Когда все расходились, он говорил:
- А теперь запиши себя – отрезал мне мяса кусочек, если оно было, или хлеба, или взвешивал какой-нибудь крупы-сечки и мы уходили с ним, закрыв кладовую. Так появился еще один источник пропитания.
 Следующий отрывок:
Всю эту зиму и весну нам помогал Сидор Иванович. Иногда, придя в кладовую, я замечал, что он был пьян. В такие минуты он был особенно разговорчив, все вспрашивал, учил ли я в школе немецкий язык. Он в первую мировую войну несколько лет провел в немецком плену, и, поэтому, немного говорил по-немецки.
- Ду шпрехендайче? – обращался он ко мне. Или:
- Вас махен зи? – и смеялся, рассказывая, как он был в плену, как жил там.
- Ну, Ваня, чтобы тебе такое дать. На вот. Больше ничего пока нет. Бери, неси.
- Да запишите же на ведомость – говорил я ему.
- Ладно, неси. Нам все равно поглядывать на «казенный дом». И, понизив голос, говорил:
- Что же будет дальше? А, Ваня? Этак же мы все подохнем. Ну, молчи только, сынок. Это я только тебе так сказал. Я уходил, унося с собой пол кило какой-то крупы и думал: «пьян он, или прав он?» и «почему трезвыми люди не говорят так откровенно?»
Следующий отрывок:
Удивительный человек этот Сидор Иванович. Трудно было определить меру его доброты. В эти тяжелые дни  люди шли к нему за спасением. Я не знаю, как он изворачивался, как сводил концы с концами, но знаю, что он почти каждому старался помочь. Понемножечку, по силе, по возможности он оделял всех – тому фунт хлеба, тому кусок жмыха, совок круп или сечки какой-нибудь. Даже просяной шелухе люди были рады и он раздавал ее совкам.
Я однажды спросил его, как это он не боится. Ведь даже председатель колхоза скрывается от людей, боясь раздавать продукты не работающим.
- Ваня, сынок, надо же помогать людям? Ну кто, скажи, этой старушке поможет, если я не помогу. Пока в кладовке хоть что-нибудь есть, надо помогать людям.
И сворачивал все сказанное в шутку:
- Когда меня посадят, может быть и ты вспомнишь, что был такой Сидор Иванович.
Да, был такой Сидор Иванович. Спасибо ему огромное и от меня, и от людей, которых он спасал. Его доброе сердце не оставалось безучастным к людскому горю. Побольше бы таких людей и мир бы был гораздо лучше.

Может быть оттого, что следующим из комбедов стал или Сидор или Александр народная молва и сделал их причастными к делу. Вопрос.
А может этих людей как раз и изменили те злосчастные игры со своей совестью. Вопрос.

Попался мне еще отрывок с книги Степанов «История Беловодского края» который можно приобщить к делу. Привожу его ниже.
История  возникновения  первых  комсомольских  ячеек  на  Беловодщине  базируется  только  на  воспоминаниях   и,  конечно,  весьма  субъективна  и  изобилует  массой  противоречий.  «Очагом»   молодежного  движения   стала  беловодская  мужская  гимназия,  где  весной  1920г.  «была  создана  ячейка  «сочуствующих»:  Макухин  Владимир,  Дегтярёв  Василий,  Якунин  Иван,  Дреевы  Семён  и  Павел,  Шульгин  Андрей,  Лядский  Владимир». [Источник - Воспоминания  Т.Красношлыка.  ФБКМ. ] 
В этом отрывке фигурируют некие Дреевы Семен и Павел. Скорее всего, это наш Павел, т.е. активист дело которого мы рассматриваем в нашей статье.       

История третья.
В конце второй истории появились новые фигуранты этого дела некие Дреев Семен и Павел. Мною было установлено они были Филипповичи (смотри статью о Дреев Семене Филипповиче – http://zlodeevka.blogspot.com/2016/05/18052016.html).
Однозначно ответить что убитый начКомБед Дреев Павел и погибший в Разбегайловке(Алексеевка Старобельского уезда) активист Дреев Павел Филипович это разные люди увы пока не могу.
Первое. В семье потомков Филипа Дреева дошел рассказ о том, что Павла убили братья. Какие братья? Родные или иные, вопрос открыт – не известно в общем.
   И выходит, что подпись на фото могла быть  – не совсем правдивой, а лишь официальная версия для начальства. Ведь формулировка «погиб в бою с бандитами» почетнее, чем убит своими же. Как по мне – в этом домысле что то есть.
Второе. Происхождение Семена и Павла туманное. Их отчество Филипповичи не достоверно. Так как из слов тех же потомков известно следующее. Что Семен (речь шла о нем, но думаю и о Павле можно говорить то же самое) был из не бедного рода и боясь преследований открестился от своих родителей(а работая в ГПУ думаю возможности для этого имелись точно), т.е. как минимум отчество настоящее у них могло быть другое, не Филипповичи.
Третье. Моя бабушка рассказывала следующее(не факт, что это достоверно, но). Было три брата Корней, Карп и Павел. Из ее слов они родные. Корней был раскулачен и выехал из села в Луганск, (отчество у Корнея было Аврамович из документов о гибели Дреева Ивана Корнеевича, сына Аврама, что дает нам возможность предполагать что и Павел и Карп были сыновья Аврама Дреева), о Карпе много слышала, так как его жена Акулина была родной теткой ее мужа, т.е. моего дедушки, о Павле знала смутные рассказы что его убили в послереволюционные годы(из рассказа Веры Андреевны Аннусовой – это событие (убийство т.е.) произошло в 1927 году). Так как Семен уехал навсегда из села, бабушка могла и не знать о его существовании. А может это и разные семьи были.

В этой статье я пытался объективно изложить те данные, которые мне известны о той далекой истории. Никого не сужу и вам не советую. Просто надо делать выводы и стараться не делать ошибок, которых можно избежать. Особенно опасны игры со своей совестью. Сейчас тоже время лихое у нас настало. Говорить можно (а может и говорить опасно даже) всякое, но когда дойдет до дела, следует очень хорошо подумать, прежде чем … Ведь, что о нас останется после нашей жизни? Правильно. Наши Дела. И пусть о нас таких разных и противоречивых наши пращуры вспоминают лишь с хорошей точки зрения.

P.S.: Как видно из статьи, что загадка тех событий пока не разгадана, буду пополнять статью с появлением новых данных. Проще говоря, продолжение следует…

Немає коментарів:

Дописати коментар