четвер, 6 грудня 2018 р.

Список верующих за 1925 год Крестовоздвиженской церкви

Попал мне в руки любопытнейший документ - отголосок из прошлого. Это "Списки верующих Нижне-Бараниковского религиозного общества Белолуцкого! района" начато 13.7.1925 и окончено 13.7.1926. Подписано Беликом Матвеем - председателем церковной 50-ки.
Список состоит из 1430 человек, возраст заканчивается 1908 годом рождения там, младше нет. Таким образом все до 18-ти лет не вошли в этот список, так же как и активисты атеисты. У меня есть данные из "клировой ведомости за 1916 год", что тогда население слободы составляло 2591 человек, на тысячу меньше чем в этом списке. Т.е. население через 10 лет осталось на таком же приблизительно уровне и приближалось скорее всего к 3000 тысячам в 1929 году а не 4000, как я предполагал.
В 1935 году население села было около 2300 человек, если данные конечно достоверны, а после войны население упало к 1202 человек (это при том что мемориал в селе насчитывает 170 погибших, по моим данным эта цифра стремится к 300 и больше погибшим, а где еще 800 человек? Пусть в 1937-38 пострадали человек 50, умерли от ран после войны и послевоенного голода какое-то количество, но не 750 же. Разность между 1916 и 1935 - минус 300 человек, неверна в корне. 100 человек выселили в коллективизацию, человек 200 разбежалось по шахтам в Голод и чуть ранее - как итог в Голодомор не умер ни единый человек? А ответ на этот вопрос однозначен - НЕТ! Умерло, и очень много. Будем искать, авось что еще найдется.
Интересная градация в документе - напротив каждого двора указывается социальное положение его главы (бедняк, средняк или зажиточный(таких было дворов пять лишь (Панасенко Емельян Яковлевич, Дреев Ефим Петрович, Воронин Матвей Никонорович, Панченко Корнилий Петров, Панченко Ирина Александровна), основная масса средняки, а бедняков процентов 30)). 
Этот документ - есть неопровержимое доказательство очень скурпулезной подготовки к коллективизации и раскулачиванию 1929, 30 годов.
Также документ является очень познавательным в плане генеологических изысканий, ведь указан год рождения всех фигурантов. Историческая ценность его огромна, структура записи позволяет, при должных знаниях, провести анализ того, кто где жил, ведь скорее всего опись велась обходя все дворы один за другим за редким исключением. По нашему селу архивные документы заканчиваются 1870 годом (метрики, ревизские сказки и прочее) за редким исключением. Поэтому этому документу, лично для меня, просто цены нет.

Выражаю Огромную благодарность за находку Титову Алексею.

Немає коментарів:

Дописати коментар